Транспортно-экспедиционное обслуживание
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Freight forwarding service
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями. Экспедиционная услуга – вид транспортной услуги, связанной с организацией процесса, отправления и получения груза, а также с выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза. Экспедитор – сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых железнодорожных перевозках.
Классификация экспедиторских услуг
Ниже перечислены услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям экспедиторами на железнодорожном транспорте.
- Оформление документов, сдача и получение груза:
- заполнение накладной;
- оформление переадресовки груза;
- предъявление груза к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях отправления;
- выдача грузов на станции назначения.
- Завоз и вывоз груза:
- услуги по доставке груза от склада грузоотправителя до станции отправления и от станции назначения до склада грузополучателя автомобильным, железнодорожным транспортом или транспортом других организаций, выполняющих эту работу на основании договора.
- Погрузочно-разгрузочные и складские работы:
- погрузка, выгрузка железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта на станции отправления и станции назначения, на складах грузоотправителя и грузополучателя;
- сортировка грузов;
- погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них;
- маркировка грузов;
- формирование и расформирование пакетов, укрупнение грузовых единиц;
- упаковка, увязка, обшивка грузов;
- ремонт транспортной тары и упаковки.
- Информационные услуги:
- уведомление грузополучателя об отправке грузов в его адрес;
- уведомление о продвижении груза и подходе к станциям назначения;
- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
- уведомление о пересечении государственной границы;
- уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения.
- Подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава:
- очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка;
- обеспечение грузоотправителя средствами пакетирования, хлебными щитами;
- оборудование вагонов печами;
- предоставление ЗПУ.
- Страхование грузов:
- подготовка и заключение договора страхования;
- оплата страховых взносов;
- оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.
- Платежно-финансовые операции:
- оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов;
- проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов.
- Таможенное оформление грузов и транспортных средств:
- декларирование грузов в таможенных органах;
- консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием;
- оформление грузовой таможенной декларации и других сопутствующих документов;
- выполнение платежей по таможенным сборам.
- Прочие экспедиторские услуги:
- разработка и согласование технических условий на погрузку и крепление грузов;
- розыск грузов после истечения сроков доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования.
Общие требования, предъявляемые к услугам
Перечень требований, предъявляемых к услугам включает:
- комплексность;
- принцип «одного окна»;
- точность и своевременность исполнения;
- безопасность и экологичность;
- обеспечение сохранности грузов;
- этичность обслуживающего персонала;
- эстетичность условий обслуживания;
- информативность.
Комплексность – предоставление потребителям не только услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса, но и сопутствующих (например, выполнение таможенных операций, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации под погрузочно-разгрузочные работы и др. услуг, создающих условия для выполнения этих операций без посредников). Принцип одного окна – все услуги потребителям должны предоставляться в одном месте. Точность и своевременность – предоставление услуг транспортной экспедицией по объемам, срокам, качеству и условиям обслуживания, со-ответствующих требованиям, согласованным экспедитором с грузоотправителем или грузополучателем. Безопасность и экологичность – услуги должны соответствовать этим требованиям (должна быть обеспечена безопасность движения поездов, сохранность грузов, личная, пожарная безопасность, не должны засоряться железнодорожное полотно, окружающая среда и т. д.) Этичность обслуживающего персонала – персонал транспортной экспедиции при оказании услуг должен соблюдать этические нормы поведения. Клиентам должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность в обслуживании. Эстетичность – архитектурно-планировочное решение и оформление интерьеров помещений и территории экспедиторских организаций должны соответствовать их функциональному назначению.
Информативность – при оказании услуг экспедиторы должны предоставлять грузоотправителю и грузополучателю бесплатно информацию:
- о правилах и условиях перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг на железных дорогах РФ;
- о нормативных и технологических документах (Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003);
- о правах и обязанностях экспедитора и клиента, об ответственности экспедитора и клиента, об ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, об ответственности клиента перед экспедитором.