Управляемые поставщиком запасы

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Vendor managed inventory

Управляемые поставщиком запасы (vendor managed inventory, VMI) – это управленческое решение (подход), когда поставщик, а не покупатель отвечает за управление и пополнение запасов покупателя. Принципы управления согласовываются с розничным торговцем заранее, и впоследствии основывается на предоставленных розничным торговцем информации о продажах. Поставщик несет ответственность за мониторинг продаж и запасов. VMI помогает повысить эффективность цепей поставок. Главное отличие от "общего (традиционного) подхода" является то, что обычно информация о продажах и уровень запасов не является закрытой для компании-поставщика. Это осложняет управление запасами как для клиента, так и для поставщика. Первая практика VMI подхода была сделана компаниями Wall-Mart и Procter-and-Gamble, когда эти компании искали способ снижения затрат на хранение и упрощения работы с запасами для подгузников Pampers.[1] Системы планирования VMI не связаны с принадлежностью (собственностью) запасов. Право собственности на запасы переходит также, как и в традиционной модели. В системе VMI продавец самостоятельно отслеживает продажи и пополняет запасы.[2] В системе VMI поставщик может «увидеть» и отследить на складе каждую единицу запаса за которую он отвечает. В результате общие запасы снижаются, а ситуации недопоставок минимизируются благодаря следующим факторам:[3]

  • «укорачивание» цепи поставок,
  • централизация прогнозов,
  • усиление коммуникационных процессов по вопросу недопоставок,
  • отсутствие или менее встречающиеся специальные акции, направленные на розничного торговца (производителя или потребителя),
  • увеличенная лояльность поставщику и более качественное взаимодействие в цепях поставок.

С передачей ответственности за принятие решения об уровне запасов на другой уровень цепи поставок, производитель/продавец находится в лучшем положении, чтобы способствовать достижению целей всей интегрированной цепи поставок в результате устойчивого конкурентного преимущества:

  • производитель несет ответственность за поддержание уровня запасов,
  • совместные инициативы в цепи поставок,
  • оптимизация производительности цепочки поставок,
  • производитель имеет доступ к данным о запасах дистрибьюторов и отвечает за создание заказов.

Преимущества и проблемы VMI

Преимуществами VMI являются:[3]

  • Более высокий уровень сервиса доя клиентов. Получение релевантной и своевременной информации о продажах позволяет поставщикам реагировать на потребности клиентов более оперативно, как по объему их заказов, так и по времени выполнения этих заказов.
  • Снижение неопределенности спроса. С помощью постоянного мониторинга рынка спроса и запасов заказчика, дистрибьютор может сократить количество крупных незапланированных заказов клиентов или полностью нивелировать их.
  • Снижение требований к уровню запасов. Система планирования VMI позволяет дистрибьютору уменьшить объем запасов, поскольку он обладает точной информацией о запасах клиента (розничного торговца), поэтому ему, естественным образом, нет необходимости держать дополнительные страховые запасы.
  • Снижение расходов. Несмотря на то, что системы планирования VMI требует дополнительных затрат на запуск и осуществление всех процессов в цепи поставок - производителей, дистрибьюторов и клиентов - они позволяют снизить затраты.
  • Более сильные позиции по удержанию клиентов. Использование системы VMI подразумевает специфические инвестиции во взаимоотношения и достаточно долгий процесс отдачи на эти инвестиции, т.е. в определенном роде привязанность клиента к поставщику.
  • Снижение зависимости от прогнозов. При использовании системы планирования VMI, поставщик получает мгновенный данные о запасов клиента, поэтому ему нет необходимости делать прогнозы относительно этих параметров. План, построенный на реальной информации будет гораздо более точен и эффективен.

Несмотря на растущую популярность и потенциальные преимущества системы планирования VMI, это является не единственным решением в управлении цепями поставок. Более того, данное решение не является общедоступным для всех компаний, потому что многие поставщики рассмотривают ее только для своих крупных клиентов. Кроме того, многие сильные розничные торговцы могут не рассматривать систему VMI вообще, так как в силу их положения, они могут навязать исполнение параметров доставки и обслуживания своим поставщикам, так что получив все преимущества VMI (надежные поставки), они не несут никаких дополнительных расходов и рисков, связанных с VMI.[1]

Также очень важно, что VMI не является исключительной гарантией повышения эффективности в связи с проблемами аутсорсинга. В идеале,VMI должно быть простым в использовании: делегирование логистических операций специализированной компании (3PL). Тем не менее, компания не должна выбирать 3PL-провайдера без проведения надлежащей проверки. Кроме того, компания не должна передавать часть своей цепи поставок поставщику (даже надежным поставщикам) без дополнительной проверки всех аспектов. Например, если розничный торговец отдает на аутсорсинг обслуживание части собственных заказов, он не сможет получить скидку за объем на логистические услуги связанные с оставшимися запасами (транспортировка, например). Кроме этого, существуют некоторые организационные проблемы связанные с внедрением VMI:[4]

  • Влияние компенсации – бонусы зависят от активности менеджеров по продажам, однако при системе VMI подобных стимулов нет,
  • Потеря контроля над запасами (риск ошибки поставщика, который труднее просчитать и проверить),
  • Уменьшение объемов работы,
  • Большая зависимость от технической поддержки процесса,
  • Опасность того, что меньшие запасы могут привести к меньшему объему на полке (в случае, если полка магазина используется как склад), а это, в свою очередь, приведет к снижению доли рынка

Таким образом, VMI является существенной концепцией в управлении цепями поставок, но есть ряд препятствий для ее широкого внедрения компаниями. Тем не менее, потенциальные выгоды для обеих сторон - поставщика и заказчика – очевидны и привлекательны.

Ссылки

  1. 1,0 1,1 Saxena R. (2009) Vendor-Managed Inventory, Industrial Engineer, Vol. 41, Iss. 7, 20-20
  2. Badrakhan B. (2010) Data-Driven Vendor-Managed Inventory, Electrical Wholesaling, Vol. 91, Iss. 6, 32-34
  3. 3,0 3,1 Evanko P. (2010) Vendor Managed Inventory, HVACR Distribution Business, Vol. 75, Iss. 12, 32-35
  4. Lapide L. (2008) Use VMI to Improve Forecasting, Journal of Business Forecasting, Vol. 27, Iss. 3, 28-30
Личные инструменты
Our Partners