Современные перегрузочные технологии железнодорожных терминалов
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Modern loading technologies of railway terminals
Содержание |
Погрузочно-выгрузочные технологии терминалов
Согласно Терминологическому словарю по логистике[1]терминал – это комплекс устройств, расположенных в конечных или промежуточных пунктах транспортной сети обеспечивающих взаимодействие различных транспортных систем при перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты.
По числу наименований хранящихся грузов различают терминалы однономенклатурные (с количеством наименований в пределах десяти) и многономенклатурные склады (с числом наименований грузов в несколько десятков или сотен). В качестве примера первого типа можно привести угольные терминалы, автомобильные терминалы, контейнерные терминалы. Примером второго типа служат, в основном, штучные грузы различных наименований. Количество наименований существенно влияет на складские технологии, применяемые на терминале.
Технология выполнения транспортно-складских работ является основой для принятия решения по определению параметров терминала, выбору типов и параметров перегрузочного оборудования, компоновки технологических участков. При этом существует бесчисленное множество вариантов компоновочных схем работы грузового терминала.
В соответствии с [2] на терминалах работает оборудование двух видов:
- машины циклического действия.
- машины непрерывного действия
К первой группе относятся все типы кранов, лифты, автомобильные погрузчики. Вторая группа включает в себя разнообразные конвейерные системы.
По уровню механизации терминалы подразделяют на немеханизированные, механизированные, автоматизированные и автоматические. В рамках данной статьи будет рассмотрен последний подвид терминалов.
На складах штучных грузов могут быть использованы перегрузочные манипуляторы и роботы.
Перегрузочные манипуляторы
Перегрузочный манипулятор – это грузоподъемная машина с жесткими кинематическими звеньями для захвата и перемещения грузов, имеющая 3-4 степени подвижности и ручное управление [3].
В качестве основных признаков классификации используют:
- конструкцию.
- тип привода;
- способ установки;
Манипуляторы производят с пневматическим, электромеханическим, гидравлическим приводом со стационарной установкой либо передвижные. По конструкции манипуляторы делятся на шарнирные, стреловые и балансовые.
Манипулятор имеет степени подвижности: поворот руки вокруг вертикальной оси; качание плеча, качание руки, вращение грузозахвата, перемещение тележки (для передвижных манипуляторов).
Манипуляторы оснащаются грузозахватными устройствами для перегрузки штучных грузов: вакуумным грузозахватом, рычажным клещевым грузозахватом, грузовым крюком, стропами и т.д.).
Основным достоинством перегрузочных манипуляторов является возможность автоматизации процессов переработки грузов, относительная простота обслуживания, жесткий захват грузов. Главные недостатки манипуляторов – невысокая производительность и ограниченность зоны обслуживания.
На складах манипуляторы применяют для переработки различных тарно-штучных грузов, в основном для формирования и расформирования пакетов грузов на поддонах, погрузке-выгрузке транспортных средств.
Применение манипуляторов позволяет в дальнейшем перейти к полной автоматизации процессов на терминале с помощью промышленных роботов.
Роботы, применяемые на грузовых терминалах
Робот - программноуправляемое устройство, применяемое в погрузочно-выгрузочных процессах для выполнения действий, аналогичных тем, какие выполняет человек. Манипулятор робота имеет 2-6 степеней подвижности и может перемещать грузы до сотен килограммов в радиусе до нескольких метров.
Достоинства использования роботов на грузовых терминалах:
- повышение точности выполнения погрузочно-выгрузочных операций, повышение сохранности грузов;
- возможность круглосуточного использования технологического оборудования;
- рациональное использование складских помещений;
- исключение влияния человеческого фактора при проведении монотонных работ, требующих высокой точности;
- исключение воздействия вредных факторов на персонал на грузовых терминалах с повышенной опасностью;
- относительно быстрая окупаемость.
Ярчайшими примерами использования роботов при переработке контейнеров является опыт крупнейших мировых контейнерных терминалов, таких, как Роттердам[4]. Значительная часть грузовой работы с контейнерами выполняется автономными роботизированными кранами и погрузчиками, управляемыми компьютером. В грузовом районе порта «Дельта» автоматические самоходные тележки работают в «беспилотном» режиме и каждая из них перемещает один контейнер. Тележки перемещаются каждая по собственной программе, ориентируясь на магнитную матрицу, которая встроена в напольное покрытие терминала. Как только контейнер был погружен на автоматическую самоходную тележку, он определяется с помощью инфра-красных «глаз» и доставляется до места назначения внутри терминала. «Беспилотные» автоматические краны берут контейнер с автоматической самоходной тележки и перемещают его в зону основного или временного хранения. Таким образом, данная технология постепенно вытесняет управляемые людьми портальные погрузчики, которые ранее перевозили контейнер от причальной стенки до зоны основного хранения.
Библиографический список
- ↑ Резер С.М., Родников А.Н. Логистика. Словарь терминов. Москва ВИНИТИ РАН. 2007
- ↑ Журавлев Н.П. Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы. Маршрут. 2006
- ↑ О.Б. Маликов. Склады и грузовые терминалы. Справочник. Москва. Бизнес-пресса. 2005. стр. 118
- ↑ http://www.portofrotterdam.com