Логистический центр
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Logistics center
Понятие "Логистический центр" в научной литературе трактуется по-разному. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные смысловые концепции, стоящие за этим понятием. Логистические центры, функционирующие на железнодорожном транспорте значительно отличаются друг от друга по своему назначению.
Некоторые авторы [1] приводят в своих трудах основные смысловые различия между логистическими центрами, при этом в качестве классификационного признака выбран географический - страновой. Так, например, в Германии в понятие логистический центр вкладывается на рационализации пространственной и функциональной систем городской агломерации. Французский и Английский подход характеризуется концентрацией технологических инноваций и телематики в возникающих центрах. Итальянский подход был связан со стратегией либерализации портовых услуг и увеличением конкуренции между портами в области экспорта и транзита грузов[2].
В России видны различия между определениями логистического центра даже в пределах некоторых компаний. Так, например в ОАО "РЖД" уже в 2005 году был утвержден документ Технология логистического управления грузопотоками и ее реализация в системах ЦУП ОАО «РЖД», ДЦУ, ЦУМР, на основе системы «ГРУЗОВОЙ ЭКСПРЕСС». Интеграция с системой «ЭТРАН»[3].
Основными целями создания логистической системы управления грузопотоками являются:
- Обеспечение беспрепятственного прохождения грузов через стыковые пункты транспортных узлов;
- Оптимизация перевозочного процесса с участием нескольких видов транспорта;
- Ускорение движения грузов внешней торговли в смешанном сообщении;
- Максимальное использование существующих возможностей всех видов транспорта, в т.ч. создание условий наиболее полного использования возможностей портов России для увеличения объемов торговли и усиления конкурентоспособности торговых путей (транспортных коммуникаций и коридоров), проходящих по территории и через порты России;
- Привлечение дополнительных грузопотоков на транспортные коридоры, проходящие по территории России;
- Уменьшение потерь в процессе транспортировки[4].
Достижение этих целей в конечном итоге должно уменьшить затраты грузовладельцев при перевозках грузов и повысить доходность и устойчивость функционирования транспортного комплекса России.
Однако в 2011 году выходит другой документ, вкладывающий другой смысл в понятие "Логистический центр", а именно Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации[5]
в качестве основных целей этого документа приведены следующие:
- Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры и повышение за счет этого конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- Расширение масштабов перевозочной деятельности ОАО «РЖД»;
- Привлечение на железнодорожный транспорт высокодоходных грузопотоков,
- Повышение эффективности использования объектов имущественного комплекса;
- Привлечение инвестиций в развитие терминально-складского комплекса.
Очевидно, что логистические центры на железнодорожном транспорте развиваются по двум направлениям: один из них связан в первую очередь с информационными потоками ("информационно-логистические центры" - Французский и Английский подход в определении логистического центра), другой связан с переработкой материального потока ("терминально-логистический центр" - немецкий подход).
При взаимодействии ОАО «РЖД» с морским транспортом в 2011 г. наблюдалась тенденция значительного увеличения перевозок на экспорт через российские порты. Как отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов на видеоселекторном совещании в марте 2012 года, если в 2011 г. рост погрузки на экспорт составил 6%, то за два месяца 2012 г. – 16%, и ее объемы превысили докризисный уровень. В настоящее время на сети железных дорог создается система логистических центров, координирующих подвод грузов в адрес портов и минимизирующих экономические потери от задержки грузов в пути следования. Анализ информации по Северо-Западному бассейну, где уже функционирует логистический центр, показывают, что среднее количество вагонов в составе «брошенных» поездов на полигоне Октябрьской дороги при аппроксимации линейным трендом в последние два года снижается.[6]
Очевидно, что логистические технологии в системе управления грузопотоками позволяют значительно ускорить продвижение вагонопотоков в адрес портов и дают заметный экономический эффект. При этом наличие большого потенциала современных технологий в существующей практике транспортного комплекса России не дает достаточной доли прозрачности, а также четких правил и норм организации работы в критические моменты. Поэтому следует переходить к современным теоретическим и методологическим основам рационального взаимодействия транспортного комплекса России и разработать эффективные процедуры его оптимизации.[7]
Библиографический список
- ↑ Höltgen, D. Terminals, intermodal logistics centres and European infrastructure policy, Dissertation, European Centre for Infrastructure Studies
- ↑ NeLoC Final report edited by Ludwik Kondratowicz. Gdansk, Poland, 2003
- ↑ ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКАМИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМАХ ЦУП ОАО «РЖД», ДЦУ, ЦУМР, НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «ГРУЗОВОЙ ЭКСПРЕСС». ИНТЕГРАЦИЯ С СИСТЕМОЙ «ЭТРАН», Москва, 2005
- ↑ ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКАМИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМАХ ЦУП ОАО «РЖД», ДЦУ, ЦУМР, НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «ГРУЗОВОЙ ЭКСПРЕСС». ИНТЕГРАЦИЯ С СИСТЕМОЙ «ЭТРАН», Москва, 2005
- ↑ Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации, Москва, 2011
- ↑ Е.К. Коровяковский, И.В. Лобко, А.М. Симушков. Комплексный подход к организации взаимодействия в транспортных системах. Журнал "Железнодорожный транспорт", № 8, 2012, стр. 63
- ↑ Е.К. Коровяковский, И.В. Лобко, А.М. Симушков. Комплексный подход к организации взаимодействия в транспортных системах. Журнал "Железнодорожный транспорт", № 8, 2012, стр. 63