Современные перегрузочные технологии железнодорожных терминалов

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Modern loading technologies of railway terminals

Содержание

Погрузочно-выгрузочные технологии терминалов

Согласно Словарю терминов по логистике[1]терминал – это комплекс устройств, расположенных в конечных или промежуточных пунктах транспортной сети обеспечивающих взаимодействие различных транспортных систем при перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты.

По числу наименований хранящихся грузов различают терминалы однономенклатурные (с количеством наименований в пределах десяти) и многономенклатурные склады (с числом наименований грузов в несколько десятков или сотен). В качестве примера первого типа можно привести угольные терминалы, автомобильные терминалы, контейнерные терминалы. Примером второго типа служат, в основном, штучные грузы различных наименований. Количество наименований существенно влияет на складские технологии, применяемые на терминале.

Технология выполнения транспортно-складских работ является основой для принятия решения по определению параметров терминала, выбору типов и параметров перегрузочного оборудования, компоновки технологических участков. При этом существует бесчисленное множество вариантов компоновочных схем работы грузового терминала.

В соответствии с [2] на терминалах работает оборудование двух видов:

  • машины циклического действия.
  • машины непрерывного действия

К первой группе относятся все типы кранов, лифты, автомобильные погрузчики. Вторая группа включает в себя разнообразные конвейерные системы.

По уровню механизации терминалы подразделяют на немеханизированные, механизированные, автоматизированные и автоматические. В рамках данной статьи будет рассмотрен последний подвид терминалов.

На складах штучных грузов могут быть использованы перегрузочные манипуляторы и роботы.

Перегрузочные манипуляторы

Перегрузочный манипулятор – это грузоподъемная машина с жесткими кинематическими звеньями для захвата и перемещения грузов, имеющая 3-4 степени подвижности и ручное управление [3].

В качестве основных признаков классификации используют:

  • конструкцию.
  • тип привода;
  • способ установки;

Манипуляторы производят с пневматическим, электромеханическим, гидравлическим приводом со стационарной установкой либо передвижные. По конструкции манипуляторы делятся на шарнирные, стреловые и балансовые.

Манипулятор имеет степени подвижности: поворот руки вокруг вертикальной оси; качание плеча, качание руки, вращение грузозахвата, перемещение тележки (для передвижных манипуляторов).

Манипуляторы оснащаются грузозахватными устройствами для перегрузки штучных грузов: вакуумным грузозахватом, рычажным клещевым грузозахватом, грузовым крюком, стропами и т.д.).

Основным достоинством перегрузочных манипуляторов является возможность автоматизации процессов переработки грузов, относительная простота обслуживания, жесткий захват грузов. Главные недостатки манипуляторов – невысокая производительность и ограниченность зоны обслуживания.

На складах манипуляторы применяют для переработки различных тарно-штучных грузов, в основном для формирования и расформирования пакетов грузов на поддонах, погрузке-выгрузке транспортных средств.

Применение манипуляторов позволяет в дальнейшем перейти к полной автоматизации процессов на терминале с помощью промышленных роботов.

Роботы, применяемые на грузовых терминалах

Робот - программноуправляемое устройство, применяемое в погрузочно-выгрузочных процессах для выполнения действий, аналогичных тем, какие выполняет человек. Манипулятор робота имеет 2-6 степеней подвижности и может перемещать грузы до сотен килограммов в радиусе до нескольких метров.

Достоинства использования роботов на грузовых терминалах:

  • повышение точности выполнения погрузочно-выгрузочных операций, повышение сохранности грузов;
  • возможность круглосуточного использования технологического оборудования;
  • рациональное использование складских помещений;
  • исключение влияния человеческого фактора при проведении монотонных работ, требующих высокой точности;
  • исключение воздействия вредных факторов на персонал на грузовых терминалах с повышенной опасностью;
  • относительно быстрая окупаемость.

Ярчайшими примерами использования роботов при переработке контейнеров является опыт крупнейших мировых контейнерных терминалов, таких, как Роттердам[4]. Значительная часть грузовой работы с контейнерами выполняется автономными роботизированными кранами и погрузчиками, управляемыми компьютером. В грузовом районе порта «Дельта» автоматические самоходные тележки работают в «беспилотном» режиме и каждая из них перемещает один контейнер. Тележки перемещаются каждая по собственной программе, ориентируясь на магнитную матрицу, которая встроена в напольное покрытие терминала. Как только контейнер был погружен на автоматическую самоходную тележку, он определяется с помощью инфра-красных «глаз» и доставляется до места назначения внутри терминала. «Беспилотные» автоматические краны берут контейнер с автоматической самоходной тележки и перемещают его в зону основного или временного хранения. Таким образом, данная технология постепенно вытесняет управляемые людьми портальные погрузчики, которые ранее перевозили контейнер от причальной стенки до зоны основного хранения.

Библиографический список

  1. Резер С.М., Родников А.Н. Логистика. Словарь терминов. Москва ВИНИТИ РАН. 2007
  2. Журавлев Н.П. Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы. Маршрут. 2006
  3. О.Б. Маликов. Склады и грузовые терминалы. Справочник. Москва. Бизнес-пресса. 2005. стр. 118
  4. http://www.portofrotterdam.com
Личные инструменты
Our Partners