Финансовая логистика
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Financial logistics
Целью финансовой логистики является применение инструментов из теории финансов и учета для разрешения проблем в цепочке поставок и экономического обоснования инвестиций в инфраструктуру цепи поставок фирмы. Инструменты и знания, необходимые для успешного использования в финансовой логистике включают в себя
- Чистая текущая ценность: Что это и как ее можно применить;
- Отчеты о прибылях и убытках и балансы (см. выбор уровня обслуживания клиента в качестве примера того, как можно использовать отчет о прибылях и убытках в выборе оптимального коэффициента своевременных поставок;
- Финансовый цикл и цикл от заказа до оплаты;
- Коэффициент стоимости поддержания запасов и его применение;
- Показатели финансовой результативности, включая рентабельность (ROI), о которой пойдет речь ниже.[1]
Не все перечисленные инструменты и концепции необходимы для применения в каждой ситуации, а необходимые данные зачастую могут поступать из самых разных источников. Здесь нам необходимо дать только один пример того, как эти элементы совместно используются при решении какой-либо конкретной проблемы цепи поставок.
Содержание |
Пример
Предположим, что розничный торговец одеждой является вертикально интегрированным и вовлечено во многие, если не во все, стадии цепи поставок, начиная от дизайна продукта до розничной реализации готовой одежды в магазинах под собственным брендом. Общий процесс изображен на рисунке ниже. 700px Розничный торговец рассматривает возможность изменения точки, в которой продукт распределяется по розничным маганизам. Руководители цепи поставок хотели бы, чтобы менеджеры, отвечающие за распределение товаров, сместили эту точку на стадию, где продукт еще находится в пути от производителя до распределительного цента. Это позволило бы распределительному центру перейти от простой функции склада к функции передаточного звена (flow through facility). Функции погрузки и разгрузки у центра дистрибуции должны сохраниться. Однако, раскладывание по свободным местам (putaway), хранение, собирание и упаковка отгрузок будут значительно сокращены. Размещение в распределительном центре еще до прибытия позволит осуществлять перекрестную погрузку, то есть продукты будут разгружаться со входящей платформы (inbound dock) и сразу передаваться на исходящую платформу (outbound dock), где будут погружаться на соответствующий трейлер для отправки местному деконсолидатору (deconsolidator). Только 90% продуктов будут обрабатываться таким образом. Оставшиеся 10% продуктов будут храниться для удовлетворения непредсказуемых изменений спроса в отдельных районах или магазинах и представлять собой эквивалент страхового запаса. Основные факты, которые необходимо знать для оценки данного предложения, включают в себя:
- Данный проект уменьшит продолжительность цепи поставки в среднем на 14 дней, что сокращает общий цикл планирования с 48 до 46 недель. Коэффициент стоимости поддержания запасов по всем продуктам составляет 30%. Средняя ценность запасов в системе составляет 75 миллионов долларов.
- Будет требоваться меньше рабочей силы на складе. Теперь численность персонала (исключая менеджеров) сократиться с 500 до 300 человек. Общий компенсационный пакет для одного работника составляет 30 тыс. долл. (включая зарплату и необходимые выплаты работодателя, напр., социальные налоги для пенсионных фондов, пособий по безработице и т. п.).
- Внутренняя конфигурация склада потребует реконструкции. Передача продуктов в помещении требует набора конвейерных лент и сканеров штрих-кода. Входящие упакованные в коробки продукты должны через механическую систему сортировки передаваться в точное место будущей отправки (outbound bay). Новая система такого типа может стоить около 13 млн долл. Ежегодные расходы на ремонт и техобслуживание могут стоит около 300 тыс. долл. Ежегодное увеличение счета за электричество может составить 100 тыс. долл.
- Дополнительных расходов может потребовать отслеживание и принуждение к выполнению стандартов качества поставщиками с точки зрения размеров и веса коробок. Это важно, потому что коробки слишком большого размера не поместятся в механическую систему сортировки и потребуют дополнительной рабочей силы. Поставщики, которые отправляют продукты, не соответствующие специфицикации, могут быть ошрафованы. Штрафы должны быть разработаны таким образом, чтобы не покрывать дополнительные затраты, а предотвращать подобное поведение поставщиков в будущем. Ежегодная стоимость новой системы принуждения к правилам может составить около 50 тыс. долл. Розничный торговец не может заранее оценить поступления от штрафов.
- В настоящее время, когда контейнер с продуктами прибывает в распределительный центр, его разгрузка занимает обычно два дня. При новой системе контейнеры могут находиться во дворе в среднем четыре дня. Дополнительные два дня уже включены в 14-ти дневное сокращение продолжительности цепи поставки. Однако, компания должна будет выплатить около 30 000 долл. ежегодных штрафов собственникам контейнеров. Двор необходимо также перестроить и это может стоить 500 тыс. долл., а дополнительные ежегодные расходы на функционирование двора ожидаются в размере 100 тыс. долл. в год.
- В реальности необходимо учесть еще ряд других факторов. Затраты будут связаны с 10% запасов, которые необходимо отложить в качестве страхового запаса. Более ранее распределение продуктов в цепи поставок уменьшает возможность планировщиков сопоставлять поставки с предсказанным спросом и подобные несоответствия могут привести к более высокому уровню уценивания товаров (markdown) в розничных магазинах. Существует ряд других факторов, которые не повлияют на наш анализ, поскольку они остаются постоянными и при реализации данного предложения, и при отказе от него. Например, распределительный цент открывает новые складские помещения (напр., стойки, запасы, разметка) и данная функция никак не зависит от точки распределения продуктов.
- Упрощенная версия отчета о прибылях и убытках и баланса приводится ниже.
Важные вопросы для менеджеров более высокого уровня
Менеджеры более высокого уровня должны принимать решение о новой точке распределения товаров с учетом нескольких важных моментов:
- Какова отдача от этих инвестиций?
- Какова чистая текущая ценность?
- Какова предполагаемая рентабельность?
Применение финансовой логистики: простая рентабельность
Рентабельность инвестиций (ROI) является одним из нескольких подходов для оценки финансовых последствий потенциальных инвестиций. Данный подход учитывает время и величину и денежных поступлений и расходов. Чем выше ROI, тем более привлекательными являются данные инвестиции. Обычно, проекты конкурируют между собой за доступные средства и ROI является важным инструментов для оценки альтернативных инвестиций компании. В нашем случае мы ограничиваем анализ всего одним инвестиционным проектом. Один из недостатков концепций ROI и NPV является то, что они не учитывают риск. Они оценивают ожидаемую отдачу или ценность. По этой причине анализ ROI и NPV можно дополнить анализом чувствительности, учитывающим оптимистический и пессимистический сценарии. Формула простой рентабельности инвестиций ROI (без дисконтирования) выглядит следующим образом:
Основные переменные для принятия решений о точке распределения:
- Первоначальные затраты (первоначальный отток денег) = Инвестиции в конвейер + реконструкция двора = 13 млн долл. + 500 тыс. долл. = 13.5 млн долл.
- Ежегодные затраты (ежегодный отток денег)
- = Принуждение + Расходы на двор + Оплата контейнеров + Обслуживание конвейеров + Электричество
- = 50 тыс. долл. + 100 тыс. долл. + 30 тыс. долл. + 300 тыс. долл. + 100 тыс. долл. = 580 тыс. долл.
- Ежегодные выгоды (ежегодный приток денег)
- = Затраты на рабочую силу и запасы
- 200 работников по 30 тыс. долл. = 6 млн долл.
- Экономия на запасах = 14 дней запасов = коэффициент стоимости поддержания запасов (с) × ценность запасов (v) × 14 / 365 = .30 × 75 млн долл. × 14 / 365 = 863 тыс. долл.
- = Затраты на рабочую силу и запасы
Запасы (s)
- = 6 млн долл. + 863 тыс. долл. = 6,863 млн долл.
Следующим шагом является простой анализ ROI для построения таблицы, показывающей выгоды и затраты во времени. Как видно в таблице 1, выгоды (приток денег) равны нулю в нулевой год и затем равны 6,863 млн долл. каждый год (выгоды равны экономии в стоимости поддержания запасов и сокращении рабочей силы распределительного центра). Затраты (или отток денег) составляет 13,5 млн долл. в нулевой год (стоимость конвейерной системы и реконфигурации двора). Далее, каждый год затраты составляют 580 тыс. долл. (принуждение, затраты на поддержание двора, оплата контейнеров, обслуживание конвейера и электроэнергия). Следующая строка, чистые потоки денег, показывают для конкретного года разницу между выгодами и затратами. Кумулятивный поток денег представляет собой суммированные потоки выгод за вычетом затрат для каждого года. В итоге это позволяет рассчитать простой коэффициент ROI. Напр., для третьего года
Таблица 1: Простой (без дисконтирования) анализ ROI (тыс. долл.) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год 0 | Год 1 | Год 2 | Год 3 | Год 4 | Год 5 | |
Выгоды (приток денег) | 0 | 6.863 | 6.863 | 6.863 | 6.863 | 6.863 |
Затраты (отток денег) | 13,500 | .580 | .580 | .580 | .580 | .580 |
Чистый поток денег | -13,500 | 6.283 | 6.283 | 6.283 | 6.283 | 6.283 |
Кумулятивных поток денег | -13,500 | -7.217 | -.934 | 5.349 | 11.632 | 17.915 |
Простой ROI | -100.0% | -51.3% | -6.4% | 35.1% | 73.5% | 109.2% |
Дисконтированные ROI и NPV
Недостатком простого коэффициента ROI является то, что он не дисконтирует будущую ценность денег. Предположим, что ставка дисконтирования равна 6%, и пересчитаем ROI. Первый ряд в таблице 2 показывает дисконтирующий коэффициент, который использовался в модели NPV. Он равен 1,06, возведенный в степень, равную количеству лет. Так, его значение для года 3 будет 1.06³=1.191. Каждое значение строки выгод (притока денег) и строки затрат (оттока денег) разделено на соответствующее значение дисконтирующего коэффициента. Напр., выгода для года 3 составляет 5.762 = 6.863 / 1.191, поскольку затраты для года 3 равны 0.487 = 0.580 / 1.191. Чистый поток денег, кумулятивный поток денег и дисконтированный ROI оценены так же, как и в простом анализе ROI. Например, дисконтированный ROI для года 2 равен:
Таблица 2: Анализ ROI (тыс. долл.) при ставке дисконтирование 6% | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год 0 | Год 1 | Год 2 | Год 3 | Год 4 | Год 5 | |
Ценность денег во времени = | 1.000 | 1.060 | 1.124 | 1.191 | 1.262 | 1.338 |
Выгоды (приток денег) | 0 | 6.475 | 6.108 | 5.762 | 5.436 | 5.128 |
Затраты (отток денег) | 13,500 | .547 | .516 | .487 | .459 | .433 |
Чистый поток денег | -13,500 | 5.927 | 5.592 | 5.275 | 4.977 | 4.695 |
Кумулятивный поток денег (NPV) | -13,500 | -7.573 | -1.981 | 3.295 | 8.271 | 12.966 |
Дисконтированный ROI | -100.0% | -53.9% | -13.6% | 21.9% | 53.3% | 81.3% |
Дисконтирование затрат и выгод инвестиционного проекта делает ROI меньше. В конечном счете, мы можем применить модель чистой текущей ценности. В данном случае, кумулятивный поток денег равен NPV, поскольку он представляет собой сумму первоначальных инвестиций (выраженную отрицательным числом) плюс дисконтированную разницу между затратами и выгодами. NPV равен 7.572 млн долл. после первого года. К третьему году NPV становится положительным (3.295 млн долл.) и остается таким до пятого года. Предполагаемая рентабельность представляет собой ставку дисконтирования, при которой NPV для данного проекта равна нулю. Предполагаемая рентабельность изменяется в зависимости от длины горизонта планирования. В данном случае, NPV оказывается равна нулю при ставке дисконтирования 36,8% и горизонте планирования 5 лет. Финансовый анализ предложения сместить точку распределения товаров выглядит многообещающе: 1) дисконтированный ROI (при ставке дисконтирование 6%) равен 81,3% для пяти лет планирования, 2) NPV для этого же периода оказывается равна 12.966 млн долл. Естественно, данный инвестиционный проект необходимо сравнивать с другими альтернативами, которые может иметь компания, и кроме того необходимо учитывать риски, однако сам по себе данный проект уже выглядит привлекательным.
Ссылки
- ↑ Moyer, R.C., J.McGuigan and W. Kretlow (2006), Contemporary Financial Management, Mason, OH: South-Western Publishing.