Вместимость склада

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

При проектировании технологической части автоматизированных и механизированных складов выполняется большое количество расчетов, которые позволяют определить все параметры склада, размеры участков, площади, потребное количество оборудования, технико-экономические показатели склада и так далее. К этой группе не относятся расчеты, связанные с конструированием самого оборудования складов: прочностные расчеты стеллажей и поддонов, металлоконструкций конвейеров, расчеты приводов конвейеров, перегрузочных устройств, штабелеров и других механизмов. При проектировании складов одним из первых и основных вопросов является обоснованный выбор величины вместимости хранилища склада, поскольку от этого зависят все остальные технические решения по складу, а именно: перерабатывающая способность склада, размеры склада, ширина и высота штабелей (при штабельном хранении), число ячеек в стеллажах (при стеллажном способе складирования), капитальные затраты, эксплуатационные расходы, приведенные затраты, минимум которых является наиболее объективным критерием оптимальности склада.

под вместимостью (ёмкостью) склада (Е) понимается количество груза (измеряемое в тоннах, штуках, м3, и т. д., в зависимости от типа груза), которое единовременно может разместиться на складе в зоне основного хранения при заданном способе складирования. Емкость склада – величина постоянная и определяется его размерами, способами и параметрами складирования грузов. Складские запасы (I) – это общее количество грузов, которое может находиться на складе в определённый момент времени. Количество хранящих-ся грузов или складские запасы – это величина переменная и зависит от харак-тера, параметров и сочетаний входящих и выходящих со склада грузопотоков. На складах железнодорожного транспорта запасы грузов I могут колебаться от 0 до Imax, то есть максимально возможное количество складских запасов будет равно вместимости или ёмкости склада Е

Вместимость склада должна быть минимально необходимой для то-го, чтобы затраты на сооружения склада были наименьшими. Наиболее «эффективным» складом следует считать такой, который имеет минималь-ную вместимость и в то же время обеспечивает прием всех прибывающих грузов и бесперебойное снабжение потребителей хранящимися на нем гру-зами в нужное время и в нужных количествах или эффективную перегруз-ку грузов с одних видов транспорта на другие.

Расчеты вместимости складов касаются только зоны складирования гру-зов и могут выполняться по-разному для двух основных случаев проектирова-ния. 1. Проектируется новый склад, заданы запасы грузов, которые необходимо хранить в зоне складирования. Требуется опреде-лить все параметры зоны хранения (размеры, площадь, число ячеек). 2. Имеется существующий склад, размеры которого известны. Требуется определить наибольшую вместимость хранилища склада с учетом применения усовершенствованных способов складирования и рассчитать все параметры этого способа склади-рования (число ярусов в стеллажах, число ячеек, стеллажей и т. д.).

В настоящее время наиболее часто используют метод расчета, ос-нованный на нормативных сроках хранения грузов. Но даже в этом методе у разных авторов встречается существенное отличие, в частности – учет или не учет коэффициента неравномерности. 1. На основании нормативных сроков хранения грузов с учетом неравномерного колебания запасов вместимость склада можно определить по способу, приведённому в [1]:

\mbox{E}=\frac{k_z}{360}\sum_{i=1}^{n}{Q_i [t_{xp}]} , т

где Qi – годовой грузопоток i-й номенклатурной группы, т/год;

[txp] – нормативный срок хранения на складе i-й группы гру-зов, сут;

kz=1,05….1,3 – коэффициент неравномерности запасов, учиты-вающий случайные колебания складских запасов, возникающие в результате сочетаний суточных грузо-потоков прибытия и отправления со склада;

n – число номенклатурных групп грузов с разными сроками хранения.

Этот метод расчета вместимости склада недостаточно точен, так как он только ориентировочно учитывает случайные процессы формирования складских запасов с помощью коэффициента kz. Отсутствуют рекомендации по определению этого коэффициента. Использование коэффициента неравномерности заведомо завышает вместимость склада E, тем самым, завышая и годовой грузопоток. 2. На основании нормативных сроков хранения грузов без учета коэффициента неравномерности вместимость склада определяют по формуле из [2]:

\mbox{E}={Q_{np}^{cym} t_{xp}} , т

где – средний суточный грузопоток по прибытию, т/сут; хр – нормативный срок хранения грузов на складе, сут. Различие этих методов состоит в том, что в первом методе исполь-зуется годовой грузопоток, а во втором – используется средний суточный поток. В этом методе предполагается, что средний суточный поток нахо-дится как отношение годового грузопотока к числу дней в году. Тем са-мым не учитывается неравномерность прибытия и отправления грузов. Существует вероятность того, что запас грузов на складе при данном ме-тоде расчета может оказаться меньше, чем потребность в отправлении гру-зов получателям, что приведет к непроизводительному простою подвиж-ного состава и производственных процессов у потребителей.


Библиографический список

  1. Маликов О. Б., Малкович А. Р. Склады промышленных предприятий: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989. – 672 с.
  2. Маликов О. Б. Определение параметров механизированных складов штучных грузов. Метод. указ. по курсовому и дипломному проектированию. – Л.: ЛИИЖТ, 1989. – 37 с.
Личные инструменты
Our Partners