Встречная торговля

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Countertrading

Содержание

Введение

Встречная торговля представляет собой зонтичный термин, перекрывающий обширный диапазон коммерческих механизмов, обеспечивающих взаимную торговлю. Она может проявлять себя в нескольких формах, но в любом случае влечет за собой, по крайней мере частично, оплату выполняемую товарами или услугами вместо денег. Часто встречная торговля встречается в практике многонациональных компаний (МНК), которые осуществляют продажи покупателям за рубежом, а их покупатели расплачиваются тем, что поставляют товары для МНК. В некоторых странах, встречная торговля является условием закупающей организации, импортирующей товары из других мест [1]. Существует много форм встречной торговли, начиная от соглашений простого бартера и до сложных офсетных сделок, которые влекут за собой согласие экспортера на компенсационную практику [2]по отношению к покупателю (импортеру). Обычно, встречная торговляы имеет место между частными компаниями экономически развитых стран и государственными организациями в развивающихся странах, хотя встречная торговля также обнаруживается и между развитыми странами. Она стала популярной как средство финансирования международной торговли, чтобы сокращать риски и преодолевать проблемы связанные с использованием различных национальных валют[3].


Исторически[4], встречная торговля и бартер [5] проявлялись всякий раз, когда имела место нехватка денег или же в то время, когда деньги вообще не существовали. В наше время, встречная торговля появляется как средство ведения международной торговли при нехватке денег, в случае неконвертируемых валют, или, когда валюты оказываются объектом инфляционных и дефляционных колебаний курса. Например, в Германии, между двумя мировыми войнами и после второй мировой войны, в условиях инфляции и нехватки денежных средств, встречная торговля и бартер стали важным средство ведения международной торговли. Восточноевропейские страны последовали за примером Германии и также использовали встречную торговлю, чтобы преодолеть проблемы с их неконвертируемыми валютами. Это была практика, которую поддерживали экономики Восточной Европы с централизованным планированием. В 1990-е гг. Восточная Европа и страны, образовавшиеся из бывшего Советского Союза, начали встречную торговлю с Западными странами, чтобы преодолеть трудности с их национальными валютами. Правительство Китая, в то время, жестко требовало от своих импортеров заключать такие контракты, где не менее 40% платежа должно было осуществляться бартером китайских товаров.

Сравнительный анализ между моделями традиционного экспорта и встречной торговли [6]

Модель традиционного экспорта. Экспортер ведет экспортный бизнес в Неваде. Суть бизнеса состоит в экспорте компьютерных микрочипов, произведенных в США. Имеется покупатель в Сингапуре, предлагающий безотзывный аккредитив со сроком действия в 90 дней (ILC), а их производитель хочет отложить платеж на 90 дней. Покупаются микрочипы стоимостью $200,000, выполняется их авиаперевозка и их продажа в Сингапуре за $275,000. Спустя 90 дней, имеется валовая прибыль (доход) в $75,000 и прибыль до уплаты налогов в $66,000. После уплаты федерального подоходного налога в США, получается прибыль примерно в $44,800. Так как, этот экспорт может быть повторен четыре раза ежегодно, прибыль после уплаты налога составляет около $200,000.

Модель встречной торговли. Экспортер ВТ (работающий по схемам встречной торговли) регистрирует компанию для ведения бизнеса по схеме встречной торговли в Белизе[7]. Офис бизнеса находится на Барбадосе [8]. Имеются аналогичные случаю традиционной модели (см. выше) отношения с американским производителем компьютерных микрочипов. В Сингапуре имеется покупатель, предлагающий по бартеру компьютеры в обмен на американские микрочипы. В Сенегале имеется импортер, которому нужны эти компьютеры и он готов заплатить за них высококачественным текстилем, для которого обнаружен покупатель в Лондоне, который готов расплатиться шотландским виски 75-летней выдержки. Далее, в ЮАР находится брокер драгоценных камней, который готов взять эту партию шотландского виски, предложив в качестве средства платежа партию неограненных алмазов. Этими алмазами интересуется включающийся во встречную торговлю дилер алмазов в Торонто (Канада). Наконец, канадский оптовик имеет покупателей из сети розничной торговли в США, которым нужны необработанные алмазы.

Экспортер ВТ покупает на $200,000 американские микрочипы и продает их в Сингапур, получая в обмен компьютеры на сумму $275,000. Он отгружает эти компьютеры в Сенегал, а сенегальский покупатель отправляет партию текстиля во Францию (во Франции нет импортных пошлин на текстиль из Сенегала), но после порта Гавр (Франция) этот текстиль отправляется в Портсмут (Великобритания)[9]. Лондонский покупатель текстиля отгружает самолетом партию шотландского виски в Кейптаун (ЮАР), а южноафриканский покупатель спиртного отправляет самолетом неограненные алмазы в Торонто. Канадский дилер драгоценных камней осуществляет дистрибьюция этих камней среди своих американских покупателей, представляющих розничных торговцев. Экспортер ВТ начал сделку с суммы $200,000. В Сингапуре, он получил оплату компьютерами на сумму $275,000. В Сенегале, он получает текстиль на сумму $352,000. В Великобритании он становится владельцем шотландского виски на сумму $450,000. В Южно-Африканской Республике он получает необработанные алмазы на сумму в $576,000. В Канаде, эти неограненные алмазы оплачиваются наличными в сумме $738,000. Его прибыль до уплаты налогов составляет $243,000. Поскольку Канада имеет соглашение о неприменении двойного налогообложения с Барбадосом, он плати лишь 8% подоходного налога на свою прибыль. Таким образом, прибыль Экспортера ВТ после уплаты налогов равна примерно $224,000. Этот ряд бартерных сделок может быть повторен четыре раза каждый год. Годовая прибыль Экспортера ВТ после уплаты налогов равна примерно одному миллиону долларов.

Заключение. Схемы встречной торговли оказываются примерно в пять раз прибыльнее, чем традиционная модель экспорта. Однако они требуют в десять или более раз больше усилий для установления цепочек успешной бартерной торговли (если таковые имеются).

Классификационное “дерево” форм встречной торговли [10]

COUNTERTRADING R.jpeg

References

  1. Countertrade - CIPS Knowledge Works - http://www.cips.org/Documents/Resources/Knowledge%20Summary/Countertrade.pdf
  2. Global Compensation Practices // Survey of WorldatWork Members. September 2004. Conducted by WorldatWork and Watson Wyatt Worldwide - http://www.worldatwork.org/pub/globalsurvey04.pdf
  3. Countertrading http://www.referenceforbusiness.com/encyclopedia/Cos-Des/Countertrading.html#ixzz27DpA3fwg
  4. Whitten,J. The History of Countertrading - http://www.ehow.com/facts_7151203_history-countertrading.html
  5. Countertrading // Reference for Business: Encyclopedia of Business - http://www.referenceforbusiness.com/encyclopedia/Cos-Des/Countertrading.html#ixzz0uhqG14cn
  6. Cate, W. ibid.
  7. Оффшорная зона Белиз. Оффшоры в Белизе. - http://www.offshore-companies.co.uk/rus/strani/belize/
  8. Оффшорные зоны – Барбадос - http://offshore4you.info/offshornaya-zona-%E2%80%93-barbados/
  9. Отметим, что Великобритания и Франция находятся в едином экономическом и политическом пространстве - Европейский Союз
  10. Kotabe, M., Helsen, K. Global Marketing Management. – John Wiley & Sons, Inc., New York, etc., 2001 – p.441, Ex.13-8. – Redesigned.
Личные инструменты
Our Partners