Деловые игры в логистике

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Версия от 09:57, 5 июня 2013; Churakova (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

English: Business games in logistics

Содержание

Введение

Глобализация экономики вызывает радикальные изменения методологических подходов к подготовке специалистов-менеджеров. Бизнес-среда предъявляет новые требования к выпускникам бизнес-школ и университетов. Они должны быть способны быстро интегрироваться в бизнес-процессы любой компании, которая работает как на внутреннем и внешнем рынке. Бизнес-среда не заинтересована только в теоретических знаниях, в большей мере она нацелена на конкретные, измеримые результаты. Это является причиной применения концепции «обучение действием» в управленческих программах обучения. Эта концепция полностью реализуется в деловых играх специально разработанных для студентов различных уровней. Первая деловая игра была разработана профессором Марией Бирштейн (Россия) в 1932 году и она была проведена в Ленинградском инженерно-экономическом институте в виде организационных и производственных испытаний и основана на реальных данных [1]. Она предложила идею обучения руководящего состава на манер подготовки военачальников в процессе военных игр. Результаты показали, что опыт, приобретенный участниками игры в условных ситуациях, можно с успехом применять на реальном объекте..

Историческая справка

Несмотря на то, что деловые игры в экономической практике впервые были разработаны и применены в нашей стране, их популярность и компьютерная реализация были осуществлены четверть века спустя в США. С середины 1950-х годов Соединенные Штаты стали мировым центром развития деловых игр и их компьютерных приложений. Ведущая роль в этом процессе принадлежала Американской ассоциации менеджмента. В 1955 году ВВС США разработали и применили игру «Monopolog», которая воспроизводит логистический процесс базы ВВС США [2]. Цель ее состояла в том, чтобы подготовить менеджеров по закупкам. Первый опыт вдохновил предпринимателей из Американской ассоциации менеджмента, так как они поняли, что процесс принятия решений в военных делах и бизнесе очень похожи. В результате, в 1956 году появилась известная деловая игра «Top Management Decision Simulation» [3]. А уже в начале 1960-х годов в США появилась первая компьютерная деловая игра, которая моделировала деятельность фирм-производителей и их конкуренцию на рынке готовой продукции. В конце 30-х деловые игры в нашей стране были запрещены, и только в 70-х годах возобновилось создание и применение деловых игр. В настоящее время разработано большое количество как отечественных, так и зарубежных деловых игр, доступных для использования на курсах различного уровня [4], [5].

Образовательные цели

Обобщение отечественного и зарубежного опыта в области развития деловых игр позволяет сформулировать ряд требований, которые обеспечивает эффективное применение игр в образовательных программах в контексте глобализации бизнеса и образования. Наиболее важными являются:

  • Междисциплинарный подход. Развитие науки и образования сейчас в основном определяется междисциплинарной интеграцией различных областей знания.
  • Работа в команде. Командная работа является одним из методов кооперативного обучения, лучшим способ тренировать профессионального взаимодействия.
  • Использование глобальной информационно-коммуникационной образовательной среды. Стратегии интернационализации ведущих бизнес-школ включают в себя, наряду с традиционным, очным образованием, обучение через Интернет или интрасети, так называемое онлайновое обучение. Деловые игры также могут быть реализованы с помощью онлайновых инструментов, как в режиме реального времени, так и в отложенном режиме взаимодействия .
  • Формирование курса для «универсального студента». В рамках одной игры обучающиеся могут проиграть несколько разных ролей, взаимодействовать с коллегами за столом переговоров и посредством компьютера, использовать видео, аудио и тактильные источники информации. Таким образом, студенты с преобладанием какого-либо типа восприятия могут выбирать тот тип деятельности, который им ближе [6], [7].

Типы игр в логистике

В логистике существует несколько типов деловых игр, которые можно выделить по основным признакам.

По признаку «функции менеджмента»:

  • Дизайн (проектирование). Цель игр данного типа состоит в проектировании зданий, сооружений, потоков товаров, денежных средств и информации, т.е. организации логистического процесса в пространстве.
  • Планирование. Цель состоит в том, чтобы организовать логистичесий процесс во времени и поддерживать его на приемлемом уровне качества.

По признаку «предметная область»:

  • Управление запасами. Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать трудности, связанные с управлением запасами в условиях неопределенности. Различные варианты этой идеи воплощаются в ситуационных играх или компьютерных симуляциях.
  • Кооперативная игра. Цель состоит в том, чтобы научиться вести переговоры, формировать коалицию и распределять затраты / прибыль в ситуации, когда игроки имеют различные возможности и обладают различной информацией.

Список литературы

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989
  2. Renshaw J., Heuston A. THE Game Monopologs.- Research Memorandum. RM-1917-1-PR. RAND Corporation. 1957
  3. Shim, J. Playing Executive Management Games to Win, Data Management, 15: 28-31 (August 1979)
  4. Казанцев А.К., Серова Л.С.Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. Выпуск 4, 2006. - с.186
  5. Казанцев А.К., Серова Л.С.Менеджмент организации: Компьютерные деловые игры. – СПб.: СпбГИЭУ, 2000. -188с
  6. Magdy M. Kabeil. UAE The Role of Management Games in Mapping Learning Styles to Elements of Business KnowHow Acquisition: A Case Study. Issues in Informing Science and Information Technology, Volume 6, 2009, 531-543
  7. Siewiorek A. Playing toLearn: Business Simulation Games as Leadership Learning Environments. Centre for Learning Research, University of Turku, SARJA SER.B OSA TOM.347, 2012. ISBN 978-951-29-5007-2

Полезные ресурсы

Logistics Manager Magazine
Supply Chain Standard Magazine
Личные инструменты
Our Partners