Инструменты управления комплексным качеством

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''English: [http://ru.scm.gsom.spbu.ru/Total_quality_management_tools Total quality management tools]''' == Обзор == "Управление комплексн...»)
(Обзор)
Строка 2: Строка 2:
== Обзор ==
== Обзор ==
-
"Управление комплексным качеством (TQM)"<ref>Овсянко Д.В. Управление качеством. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011, ISBN 978-5-9924-0061-8</ref> представляет собой подход, ориентированный на постоянное совершенствование качества продуктов, операционных процессов и систем менеджмента через устранение ошибок в производстве и оптимизацию цепочки поставок. TQM включает в себя все отделы и службы в целях обеспечения общего качества продукта для клиентов. Современный TQM представляет собой управленческий подход, обеспечивающий долгосрочный успех за счет удовлетворения потребностей клиентов. Этот подход берет свое начало в начале 50-х годов, когда Эдвард Деминг работал в Японии в качестве консультанта по вопросам управления. Он тренировал инженеров по вопросам обеспечения качества. Деминг считал, что повышение качества ведет к снижению затрат, поскольку в этом случае меньше дефектов, меньше отходов, меньше задержек в процессе производства. К тому же, низкая стоимость производства может обеспечивать компании дополнительные преимущества на рынке. Деминг назвал свою философию "Система глубоких знаний". Она состоит из четырех частей:
+
'''Управление комплексным качеством (TQM)'''<ref>Овсянко Д.В. Управление качеством. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011, ISBN 978-5-9924-0061-8</ref> представляет собой подход, ориентированный на постоянное совершенствование качества продуктов, операционных процессов и систем менеджмента через устранение ошибок в производстве и оптимизацию цепочки поставок. TQM включает в себя все отделы и службы в целях обеспечения общего качества продукта для клиентов. Современный TQM представляет собой управленческий подход, обеспечивающий долгосрочный успех за счет удовлетворения потребностей клиентов. Этот подход берет свое начало в начале 50-х годов, когда Эдвард Деминг работал в Японии в качестве консультанта по вопросам управления. Он тренировал инженеров по вопросам обеспечения качества. Деминг считал, что повышение качества ведет к снижению затрат, поскольку в этом случае меньше дефектов, меньше отходов, меньше задержек в процессе производства. К тому же, низкая стоимость производства может обеспечивать компании дополнительные преимущества на рынке. Деминг назвал свою философию "Система глубоких знаний". Она состоит из четырех частей:
*понимание системы и теории оптимизации, при этом под системой понимается набор видов деятельности (функций) в рамках организации, которые взаимодействуют для того, чтобы достичь целей, установленных компанией;
*понимание системы и теории оптимизации, при этом под системой понимается набор видов деятельности (функций) в рамках организации, которые взаимодействуют для того, чтобы достичь целей, установленных компанией;
*некоторые знания о теории вариации, понимание, что вариация – естественное свойство любого производственного процесса, которая может происходить из-за использования различных партий сырья, вибрации оборудования, окружающей температуры и влажности. Невозможно совсем избавиться от различий, но можно разделить случаи вариации на естественные и специальные, чтобы сосредоточиться на последних и обеспечить стабильный процесс;
*некоторые знания о теории вариации, понимание, что вариация – естественное свойство любого производственного процесса, которая может происходить из-за использования различных партий сырья, вибрации оборудования, окружающей температуры и влажности. Невозможно совсем избавиться от различий, но можно разделить случаи вариации на естественные и специальные, чтобы сосредоточиться на последних и обеспечить стабильный процесс;

Версия 23:49, 16 сентября 2012

English: Total quality management tools

Обзор

Управление комплексным качеством (TQM)[1] представляет собой подход, ориентированный на постоянное совершенствование качества продуктов, операционных процессов и систем менеджмента через устранение ошибок в производстве и оптимизацию цепочки поставок. TQM включает в себя все отделы и службы в целях обеспечения общего качества продукта для клиентов. Современный TQM представляет собой управленческий подход, обеспечивающий долгосрочный успех за счет удовлетворения потребностей клиентов. Этот подход берет свое начало в начале 50-х годов, когда Эдвард Деминг работал в Японии в качестве консультанта по вопросам управления. Он тренировал инженеров по вопросам обеспечения качества. Деминг считал, что повышение качества ведет к снижению затрат, поскольку в этом случае меньше дефектов, меньше отходов, меньше задержек в процессе производства. К тому же, низкая стоимость производства может обеспечивать компании дополнительные преимущества на рынке. Деминг назвал свою философию "Система глубоких знаний". Она состоит из четырех частей:

  • понимание системы и теории оптимизации, при этом под системой понимается набор видов деятельности (функций) в рамках организации, которые взаимодействуют для того, чтобы достичь целей, установленных компанией;
  • некоторые знания о теории вариации, понимание, что вариация – естественное свойство любого производственного процесса, которая может происходить из-за использования различных партий сырья, вибрации оборудования, окружающей температуры и влажности. Невозможно совсем избавиться от различий, но можно разделить случаи вариации на естественные и специальные, чтобы сосредоточиться на последних и обеспечить стабильный процесс;
  • теория познания, понятие того, что нет знания без теории, а один лишь реальный опыт не формирует теорий. Простое копирование историй успеха без глубокого понимания теории вопроса ведет к краху;
  • знание психологии, так как она помогает лучше понять людей и особенности их взаимодействия.

Его работы оказали большое влияние на производственные компании Японии, потому что принципы Деминга (хорошо известные как «Четырнадцать принципов менеджмента Деминга») были широко приняты на всех уровнях персонала в организациях. В 70-х годах этот подход стал популярным, так как получили распространение сведения о выдающихся результатах, полученных в Японии. Концепция была усилена Джозефом Джураном и Каору Ишикава и предполагает усиление акцента на статистику, постоянное совершенствование и оптимизацию процесса.[2] Семь основанных на статистической теории инструментов используются для сбора и анализа данных в цикле непрерывных улучшений Деминга:

Deming cycle.GIF

Эти инструменты являются визуальными и доступными для понимания на любом уровне. Таким образом, они обеспечивают превосходную вертикальную и горизонтальную коммуникацию внутри компании.

Семь базовых инструментов качества

Контрольные листы представляют собой простой способ систематического сбора данных. Такая форма представления данных очень наглядна и может использоваться любым работником. Связанные с качеством данные могут быть атрибутивными и количественными. Атрибутивные (качественные) данные могут быть собраны путем подсчета событий (количество дефектных изделий в смену или неделю, пропущенные соединения с клиентом), а количественные чаще всего представлены результатами измерений по непрерывной шкале (вес, пробег, объем и т.д.). Для различных типов переменных используются различные контрольные листы.
Диаграмма Парето используется для выявления факторов, которые оказывают наибольшее совокупное воздействие на процесс. Диаграмма основана на применении принципа Парето: 80% дефектов получено в результате 20% всех проблем. Это вертикальная столбиковая диаграмма, где категории приведены в порядке убывания частот. Кроме того, на график может быть добавлена кумулятивная кривая распределения. Диаграмма Парето используется, когда необходимо сосредоточиться на наиболее важных проблемах (причины проблем с оборудованием, и т.д.).
Блок-схема представляет собой картину процесса и показывает последовательность выполняемых шагов. Обычно блок-схемы разрабатывают сотрудники, непосредственно вовлеченные в процесс – рабочие, линейные менеджеры и руководители, что помогает им лучше понять процесс. В дальнейшем блок-схема помогает выявить проблемы качества и определить направления совершенствования процесса.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма «Причина-следствие», диаграмма «Рыбьего скелета», диаграмма Ишикава). Она показывает, что может являться причиной определенного события. В конце горизонтальной линии располагается проблема, которую нужно решить (существенно количество дефектов в смену по средам и т.д.). Каждое ответвление от главного стебля показывает возможную причину (персонал устал и стал менее аккуратным к среде, и т.д.). Диаграмма часто разрабатывается перед сбором данных для того, чтобы найти возможные источники проблем и выполнить сбор данных более профессионально.
Гистограмма строится как набор прямоугольников, каждый из них представляет отдельный класс данных. Высота каждого прямоугольника зависит от частоты (относительной частоты) класса. Частота - это количество элементов в указанной группе. Форма распределения, размах вариации и разброс данных наглядно визуализируются при помощи гистограммы.
График разброса (диаграмма рассеяния, поле корреляции) представляет собой графический способ представления отношений между двумя переменными (число бракованных изделий в смену и число проблем с переналадкой оборудования и т.п.). Он используется только для числовых данных, значения одной переменной откладываются как координаты на горизонтальной оси, а значения второй переменной для тех же единиц откладываются на вертикальной оси. Точки на двумерном графике наносятся для каждого измерения (день, смена, неделя и т.п.). Если точки группируются, образуя кластеры, можно сделать вывод, что изучаемые переменные могут быть связаны между собой корреляционной зависимостью.
Карты контроля могут применяться на регулярной основе для установления постоянного мониторинга процесса. Карты контроля являются центральным инструментом статистического контроля качества, так как являются основой TQM. Большая часть философии Деминга основана на использовании карт контроля, для изучения природы вариации процессов. Карты визуально отображают состояние процесса. Этот инструмент позволяет сотрудникам выявлять проблемы качества тогда, когда они происходят, и принимать решения, основываясь на реальных фактах.[3]

Список литературы

  1. Овсянко Д.В. Управление качеством. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011, ISBN 978-5-9924-0061-8
  2. James W. Dean, Jr., James R. Evans. Total Quality Management, Organization and Strategy. 2002. ISBN-10 9812400680
  3. Levine, David M., David F. Stephan, Timothy C. Krehbiel, and Mark L. Berenson (2011) Statistics for Managers Using Microsoft Excel. Sixth Edition. Pearson Education, Inc. ISBN: 0136113494]
Личные инструменты
Our Partners