Коносамент

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(19 промежуточных версий не показаны.)
Строка 3: Строка 3:
=='''Основные положения'''==
=='''Основные положения'''==
-
Коносамент (B/L) представляе собой документ, который подтверждает, что специфицированный товар получен в очевидном неиспорченном состоянии от названного грузоотправителя (''consignor''), и принят на борт названного судна  (''vessel'') на установленную дату. Этот документ не представляет собой просто квитацию на груз принятый на борт, но является свидетельством контракта между грузоотправителем и судовладельцем (фрахтовщиком). Кроме того, коносамент является свидетельством собственности на товар, записанный в этом коносаменте (то есть, это - грузораспорядительный документ<ref> Термины и документы - http://www.sofmar.ge/index.php?page=inform&id=&lang=rus </ref>). Коноссамент устанавливает условия контракте между грузоотправителем и транспортной компанией, согласно которому груз должен быть перемещен между специфицированными пурктами за специфицированную плату. Обычно коносамент оформляется грузоотправителем на бланко, предоставляемом перевозчиком и, как определено, служит грузораспорядительным документом, контрактом на перевозку и квитанцией (распиской) на прием груза. Кроме того, в зависимости от условий и организации транспортных средств существую разные типы коносаментов, именуемые ''авианакладная'' (''AWB'')<ref>  Авианакладные служат выполнению тех же самых функций, что и океанские/морские коносаменты, но они выпускаются только в форме не могущих быть переуступленными (''non-negotiable'') документов. - Delaney, L. Bills of Lading: Ocean Bill of Lading and Airway Bil- http://importexport.about.com/od/InternationalDocumentation/a/Bills-Of-Lading-Ocean-Bill-Of-Lading-And-Airway-Bill.htm </ref>, внутренний коносамент  <ref> Товарно-транспортная накладная. Коносамент общий.- http://www.kkgloballlc.ru/eksportnie-dokumenti/konosament.html </ref>, сквозной коносамент <ref> Коносамент и коммерческий счет во внешней торговле. - http://www.avtodispetcher.ru/doc/73.html </ref>, бортовой коносамент <ref> Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/shipping/22_19.html </ref>и т.д. (см. ниже).
+
Коносамент (B/L) представляе собой документ, который подтверждает, что специфицированный товар получен в очевидном неиспорченном состоянии от названного грузоотправителя (''consignor''), и принят на борт названного судна  (''vessel'') на установленную дату. Этот документ не представляет собой просто квитацию на груз принятый на борт, но является свидетельством контракта между грузоотправителем и судовладельцем (фрахтовщиком). Кроме того, коносамент является свидетельством собственности на товар, записанный в этом коносаменте (то есть, это - грузораспорядительный документ<ref> Термины и документы - http://www.sofmar.ge/index.php?page=inform&id=&lang=rus </ref>). Коносамент устанавливает условия контракте между грузоотправителем и транспортной компанией, согласно которому груз должен быть перемещен между специфицированными пурктами за специфицированную плату. Обычно коносамент оформляется грузоотправителем на бланко, предоставляемом перевозчиком и, как определено, служит грузораспорядительным документом, контрактом на перевозку и квитанцией (распиской) на прием груза. Кроме того, в зависимости от условий и организации транспортных средств существую разные типы коносаментов, именуемые ''авианакладная'' (''AWB'')<ref>  Авианакладные служат выполнению тех же самых функций, что и океанские/морские коносаменты, но они выпускаются только в форме не могущих быть переуступленными (''non-negotiable'') документов. - Delaney, L. Bills of Lading: Ocean Bill of Lading and Airway Bil- http://importexport.about.com/od/InternationalDocumentation/a/Bills-Of-Lading-Ocean-Bill-Of-Lading-And-Airway-Bill.htm </ref>, внутренний коносамент  <ref> Товарно-транспортная накладная. Коносамент общий.- http://www.kkgloballlc.ru/eksportnie-dokumenti/konosament.html </ref>, сквозной коносамент <ref> Коносамент и коммерческий счет во внешней торговле. - http://www.avtodispetcher.ru/doc/73.html </ref>, бортовой коносамент <ref> Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/shipping/22_19.html </ref>и т.д. (см. ниже).
-
== '''Meaning and nature of Bill of Lading''' <ref> Razzak, M.A.    Bill of Lading: A Pivotal Document in International Sale Transactions - http://www.ewubd.edu/ewu/showDocument.php?documentid=165&id=2268&dc=</ref>==
+
== '''Значение и природа коносамента''' <ref> Razzak, M.A.    Bill of Lading: A Pivotal Document in International Sale Transactions - http://www.ewubd.edu/ewu/showDocument.php?documentid=165&id=2268&dc=</ref>==
Чаще всего, коносамент (B/L) представляет собой документ, согласующийся с контрактом на морскую перевозку груза. Этот документ является многоцелевым инструментом, регистрирующим получение товара, который также обеспечивает данные по контракту на перевозку и также может служить товарораспорядительным документом на тот груз, который он представляет<ref> Bridge, M. : The International Sale of Goods - Law and Practice, Oxford University Press, (1999) – Ch.13. </ref>. Всякий коносамент имеет значение и сочетает в себе “документ, который демонстрирует условия контракта на перевозку товара морским транспортом, а также принятие или погрузку товара перевозчиком,посредством которого перевозчик берет на себя обязательство доставить товар подчиняясь условиям этого документа. Условие этого документа, согласно которому товар должен быть доставлен в соответствии с ордером <ref>Коносамент (consignment - bill of lading) - http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l349_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_consignment_bill_of_lading  </ref> названного лица, или в соответствии с иным ордером, или держателю коносамента (''bearer'')<ref> ibid.  </ref>,вводит в силу таковое обязательство.” <ref> Article I (7) // United Nations Convention on The Carriage of Goods by Sea, concluded at Hamburg on 31st day of March, 1978 (commonly known as “Hamburg Rules”) - http://www.admiraltylawguide.com/conven/hamburgrules1978.html </ref>  
Чаще всего, коносамент (B/L) представляет собой документ, согласующийся с контрактом на морскую перевозку груза. Этот документ является многоцелевым инструментом, регистрирующим получение товара, который также обеспечивает данные по контракту на перевозку и также может служить товарораспорядительным документом на тот груз, который он представляет<ref> Bridge, M. : The International Sale of Goods - Law and Practice, Oxford University Press, (1999) – Ch.13. </ref>. Всякий коносамент имеет значение и сочетает в себе “документ, который демонстрирует условия контракта на перевозку товара морским транспортом, а также принятие или погрузку товара перевозчиком,посредством которого перевозчик берет на себя обязательство доставить товар подчиняясь условиям этого документа. Условие этого документа, согласно которому товар должен быть доставлен в соответствии с ордером <ref>Коносамент (consignment - bill of lading) - http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l349_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_consignment_bill_of_lading  </ref> названного лица, или в соответствии с иным ордером, или держателю коносамента (''bearer'')<ref> ibid.  </ref>,вводит в силу таковое обязательство.” <ref> Article I (7) // United Nations Convention on The Carriage of Goods by Sea, concluded at Hamburg on 31st day of March, 1978 (commonly known as “Hamburg Rules”) - http://www.admiraltylawguide.com/conven/hamburgrules1978.html </ref>  
-
Usually on the completion of the shipment of the cargo or on receipt of the latter the ''carrier'' <ref>  ''Carrier'' includes the owner or the charterer who enters into a contract of carriage with a shipper. Shipper is a person who pursuant to a contract of sale causes the goods to be loaded on board ship: Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) </ref> or ''charterer'' <ref>  ''Charterer'' is one who by virtue of a charterparty hires the entire ship or the principle part of it </ref> of the vessel, on the demand of the shipper or otherwise, issue a bill of lading stating, inter alia<ref> Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules. </ref>,
+
Обычно, по завершении отгрузки груза или по принятию последнего ''перевозчиком'' <ref> Термин ''Перевозчик'' включает в себя понятие собственника или чартерера судна (чартерного перевозчика), который заключает контракт на перевозку с грузоотправителем. Грузоотправителем является лицо, которое в соответствии с контрактом купли-продажи распоряжается товаром, который должен быть погружен на борт судна: Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) - The Hague-Visby Rules - The Hague Rules as Amended by the Brussels Protocol 1968 - http://www.jus.uio.no/lm/sea.carriage.hague.visby.rules.1968/</ref> or ''charterer'' <ref>  ''Чартерер'' - лицо, которое на основании договора чартер-партии арендует судно целиком или же главную его часть - Статьи - Международные морские перевозки грузов - http://www.brokert.ru/article/mejdunarodnaja-morskaja-perevozka </ref>, по требованию грузоотправителя или иным образом, выдается коносамент, устанавливающий, помимо всего прочего <ref> Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules. </ref>,
-
 
+
-
Обычно, по завершении отгрузки груза или по принятию последнего ''перевозчиком'' <ref> Термин ''Перевозчик'' включает в себя собственника или чартерера (чартерного перевозчика), который заключает контракт на перевозку с грузоотправителем. Грузоотправителем является лицо, которое в соответствии с контрактом купли-продажи распоряжается товаром, который должен быть погружен на борт судна: ''перевозчиком'' <ref>  </ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
<ref> Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) </ref> или ''чартерером'' (чартерным перевозчиком) <ref>  ''Чартерер'' - лицо, которое на основании договора часртер-партии арендует судно целиком или же главную его часть is one who by virtue of a charterparty hires the entire ship or the principle part of it of the vessel, on the demand of the shipper or otherwise, issue a bill of lading stating, inter alia <ref> Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules. </ref>,
+
   
   
-
* (a) a short description of the cargo loaded on board the vessel,  
+
* (a) краткое описание груза, погруженного на борт судна,  
-
* (b) the name and principal place of business of the carrier,  
+
* (b) наименование и главное место бизнеса (юридический адрес)перевозчика,  
-
* (c) the name of the shipper,  
+
* (c) наименование грузоотправителя,  
-
* (d)the consignee if named by the shipper,
+
* (d) грузополучатель, если таковой поименован грузоотправителем,
   
   
-
* (e) the port of loading under the contract of carriage by sea and the date on which the goods were taken over by the carrier at the port of loading,  
+
* (e) порт погрузки по контракту морской перевозки и дата, на которую товар был получен в распоряжение перевозчика в порту погрузки,  
-
 
+
-
* (f) the port of discharge under the contract of carriage by sea,
+
-
 
+
-
* (g) the number of originals of the bill of lading, if more than one,  
+
-
* (h) the place of issuance of the bill of lading,  
+
* (f) порт разгрузки по контракту морской перевозки,  
-
* (i) the signature of the carrier or a person acting on his behalf,  
+
* (g) число оригиналов коносамента, если таковых более одного,  
-
* (j) the freight to the extent payable by the consignee or other indication that freight is payable by him etc.
+
* (h) место выдачи (выписки) коносамента,
-
Generally the reverse side of the B/L contains standard terms on which the carriage contract is agreed to be performed and such terms, in case of disputes, form the basis of any claim and adjudication, provided that these terms are neither nullified by any statute nor these are oppose to
+
* (i) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени,  
-
public policy under any legal system where the dispute ought to be tried. The aforesaid features of the B/L is marginalized by its third and final character. The greater importance of the bill of lading in the modern time lies in the facts of its being a document of title of the goods its represents. Whoever lawfully holds a bill shall have the proprietary interest and constructive possession over the goods while these are in transit. It carries with it not only the full ownership of the goods, but also all rights created by the contract of carriage between the shipper and the shipowner<ref> ibid.  </ref>.
+
-
== Types of bill of lading ==
+
* (j) фрахт в пределах оплачиваемых грузополучателем или иное указание на то, чт о им должен быть оплачен фрахт, и т.п.
-
There are numerous different types of ocean bill of lading, but you will find that the following are the most commonly used<ref> Delaney, L. Op. cit. </ref>:
+
В общем случае, оборотная сторона коносамента содержит стандартные условия на которых согласован и заключен контракт на перевозку и таковые условия, в случае споров и разногласий, образуют основу для любых исков и судебных решений, при условии, что эти условия ни отменены каким либо законом, ни противоречат государственной политике, подчиняющейся какой либо правовой системе, где могли бы рассматриваться эти споры и разногласия. Вышеприведенные характерные признаки коносамента обособляются тем, что наибольшая важность коносамента в наши дни заключается в том факте, что он является товарораспорядительным документом для того товара, который он представляет. Тот кто законным образом является держателем коносамента, будет иметь преимущество собственника и юридически подразумеваемое владение товаром во время его нахождения в пути. Коносамент содержит в себе не только право полной собственности на товар, но и все права, создаваемые контрактом на перевозку между грузоотправителем и судовладельцем<ref> ibid.  </ref>.
-
A '''"straight" (non-negotiable) bill of lading''' provides for delivery to the person whose name appears on it. It must be marked "non-negotiable." Only the person named can claim the goods upon arrival. This type of bill is usually used for goods shipped on an open-account payment basis when the exporter is not concerned about the importer receiving the goods without payment.
+
== '''Типы и характеристики коносаментов''' ==
-
A '''"shipper's order" (negotiable) bill of lading''' is used when you want to impose conditions on delivery of the goods, such as acceptance of a draft. This type of bill of lading works well when payment has been secured by a letter of credit because you can make sure that the terms of the L/C are met before the goods are released.
+
Существует множество различных типов коносаментов<ref> Словарь морских терминов - http://www.blgroup.ru/useful/Sea-termins/ </ref>, но будет достаточно обратиться лишь к следующим, которые применяются чаще всего<ref> Delaney, L. Op. cit. </ref>:
-
A '''"clean bill of lading"''' is issued when the shipment is received in "apparent good order and condition" without damages or other irregularities. If there is any damage or a shortage of product is found, a clean bill of lading will not be issued. Therefore there is nothing to qualify the admission that the goods are shipped in good order and condition in the clean bill of lading.  
+
* '''"Прямой" (необоротный) коносамент''' предусматривает доставку до лица, указанного в данном коносаменте. На этом коносаменте должна быть сделана маркировка "необоротный" (''non-negotiable''). Только то лицо, которое поименовано в данном коносаменте, может затребовать товар по его прибытии. Этот тип коносамента обычно применеятся для товара, отгружаемого на условиях оплаты с открытого счета, когда экспортер заинтересован в том, чтобы импортер не мог получить товар без оплаты.
-
An '''"unclean bill of lading"''' is a Bill of Lading that has been claused by the carrier to show that the goods were not in sound condition when received. Also called a '''Foul Bill of Lading'''.
+
* '''"Ордерный коносамент грузоотправителя"''', или '''Оборотный коносамент''', применяется в тех случаях, когда хотят наложить некоторые условия на поставку товара, например, такие как акцепт тратты (''acceptance of a draft''). Этот тип коносамента хорошо применять в тех случаях, когда платеж защищен условиями аккредитива, поскольку можно быть уверенным, что прежде, чем товар будет выпущен (освобожден), должны быть удовлетворены условия этого аккредитива.
-
An '''"on-board bill of lading"''' is issued when the cargo has been placed aboard the named vessel. It is signed and certified by the master of the vessel. For a letter of credit transaction, this bill of lading is required in order for you (the exporter) to get paid.
+
* '''"Чистый коносамент"''' выдается в тех случаях, когда партия товара (отгрузка) принята в "очевидно хорошем порядке и состоянии" ("''apparent good order and condition''") без повреждений или каких либо иных несоответствий. Если имеют место любые повреждения или нехватка товара, чистый коносамент не выдается. Таким образом, в таких случаях нет основания квалифицировать принятый товар как неиспорченный и отгруженный в хорошем порядке и состоянии в чистом коносаменте.  
-
A '''"through  bill of lading"''' is a single bill of lading converting both the domestic and international carriage of an export shipment. An air waybill, for instance, is essentially a through bill of lading used for air shipments. Ocean shipments, on the other hand, usually require two separate documents: an inland bill of lading for domestic carriage and an ocean bill of lading for international carriage. Through bills of lading are insufficient for ocean shipments.  
+
* '''"Нечистый коносамент"''', или '''Грязный коносамент''', или '''Коносамент с оговорками''', представляет собой коносамент, в котором перевозчик сделал оговорки, чтобы показать, что товар не был принят в неиспорченном состоянии. Также известен под английским термином ''Foul Bill of Lading''.
-
An '''"ocean bill of lading"''' is a bill of lading indicating that the exporter consigns a shipment to an international carrier for transportation to a specified foreign market. Unlike an inland B/L, the ocean B/L also serves as a collection document. If it is a "straight" B/L, the foreign buyer can obtain the shipment from the carrier by simply showing proof of identity<ref> Could be a copy of the commercial invoice which shows the shipper and the consignee as per the manifest OR a request for release on the consignees official letter head and the contents of the letter must describe the cargo and give details of the shipper. - http://rms-st-helena.com/cargo/ </ref>. If a "negotiable" B/L is used, the buyer must first pay for the goods, post a bond, or meet other conditions agreeable to the seller.
+
* '''"Бортовой коносамент"''' выдается в тех случаях, когда груз размещен на борту поименованного судна. Этот коносамент подписывается и удостоверяется капитаном судна. В случаях сделок с аккредитивной формой оплаты, этот коносамент требуется экспортеру, чтобы получить платеж.
-
An '''"inland bill of lading"''' is a bill of lading used in transporting goods overland to the exporter's international carrier. Although a through bill of lading can sometimes be used, it is usually necessary to prepare both an inland bill of lading and an ocean bill of lading for export shipments.  
+
* '''"Сквозной коносамент"''' представляет собой единый коносамент совмещающий статус национальной и международной перевозки экспортных партий товара (отгрузок). Например, авианакладная по сути своей является сквозным коносаментом, применяемым для авиационных отгрузок. С другой стороны, океанские/морские отгрузки обычно требуют двух отдельных документов: внутренний коносамент для национальной перевозки и океанский/морской коносамент для международной перевозки. Сквозные коносаменты несущественны для чисто океанских/морских перевозок.  
 +
* '''"Океанский/морской коносамент"''' представляет собой коносамент, указывающий на то, что экспортер передает отгрузку (партию товара) международному перевозчику для транспортировки на специфицированных зарубежный рынок. В отличие от внутреннего коносамента, океанский/морской коносамент также служит как документ для получения платежа. Если это "прямой" ("''straight''") коносамент, то зарубежный покупатель может получить партию товара от перевозчика просто продемонстрировав ему свидетельство/доказательство идентичности "''proof of identity''"<ref> Таковым свидетельством может быть копия коммерческого инвойса, где приведены данные на грузоотправителя и грузополучателя, что, например, указывается в манифесте, ИЛИ запрос на выпуск (''request for release''), оформленный на официальном бланке грузополучателя, где содержимое текста должно описывать груз и приводить подробные данные о грузоотправителе. - http://rms-st-helena.com/cargo/ </ref>. Если применяется оборотный коносамент (''"negotiable" B/L''), покупатель должен сначала оплатить товар, затаможить его (''post a bond''), или выполнить иные условия согласованные с продавцом.
 +
* '''"Внутренний коносамент"''' представляет собой коносамент, применяемый прои транспортировке товара по суше до международного перевозчика экспортера. Несмотря на то, что иногда может использоваться сквозной коносамент, экспортеру необходимо быть готовым к подготовке обоих коносаментов, внутреннего коносамента и окевнского/морского коносамента, для экспортных отгрузок (поскольку таковым может быть требование импортера).
=='''Бланк коносамента''' <ref> Коносамент - http://blanker.ru/doc/bill-of-lading </ref><ref> В практике международной торговли '''коносаменты на русском языке не существуют'''. Настоящий бланк приводится лишь в словарных/переводческих целях. Собственно вид коносамента представлен в аглоязычной версии статьи "Коносамент".  </ref>==
=='''Бланк коносамента''' <ref> Коносамент - http://blanker.ru/doc/bill-of-lading </ref><ref> В практике международной торговли '''коносаменты на русском языке не существуют'''. Настоящий бланк приводится лишь в словарных/переводческих целях. Собственно вид коносамента представлен в аглоязычной версии статьи "Коносамент".  </ref>==

Текущая версия на 16:23, 27 ноября 2012

English: Bill of Lading)

Содержание

Основные положения

Коносамент (B/L) представляе собой документ, который подтверждает, что специфицированный товар получен в очевидном неиспорченном состоянии от названного грузоотправителя (consignor), и принят на борт названного судна (vessel) на установленную дату. Этот документ не представляет собой просто квитацию на груз принятый на борт, но является свидетельством контракта между грузоотправителем и судовладельцем (фрахтовщиком). Кроме того, коносамент является свидетельством собственности на товар, записанный в этом коносаменте (то есть, это - грузораспорядительный документ[1]). Коносамент устанавливает условия контракте между грузоотправителем и транспортной компанией, согласно которому груз должен быть перемещен между специфицированными пурктами за специфицированную плату. Обычно коносамент оформляется грузоотправителем на бланко, предоставляемом перевозчиком и, как определено, служит грузораспорядительным документом, контрактом на перевозку и квитанцией (распиской) на прием груза. Кроме того, в зависимости от условий и организации транспортных средств существую разные типы коносаментов, именуемые авианакладная (AWB)[2], внутренний коносамент [3], сквозной коносамент [4], бортовой коносамент [5]и т.д. (см. ниже).

Значение и природа коносамента [6]

Чаще всего, коносамент (B/L) представляет собой документ, согласующийся с контрактом на морскую перевозку груза. Этот документ является многоцелевым инструментом, регистрирующим получение товара, который также обеспечивает данные по контракту на перевозку и также может служить товарораспорядительным документом на тот груз, который он представляет[7]. Всякий коносамент имеет значение и сочетает в себе “документ, который демонстрирует условия контракта на перевозку товара морским транспортом, а также принятие или погрузку товара перевозчиком,посредством которого перевозчик берет на себя обязательство доставить товар подчиняясь условиям этого документа. Условие этого документа, согласно которому товар должен быть доставлен в соответствии с ордером [8] названного лица, или в соответствии с иным ордером, или держателю коносамента (bearer)[9],вводит в силу таковое обязательство.” [10]

Обычно, по завершении отгрузки груза или по принятию последнего перевозчиком [11] or charterer [12], по требованию грузоотправителя или иным образом, выдается коносамент, устанавливающий, помимо всего прочего [13],

  • (a) краткое описание груза, погруженного на борт судна,
  • (b) наименование и главное место бизнеса (юридический адрес)перевозчика,
  • (c) наименование грузоотправителя,
  • (d) грузополучатель, если таковой поименован грузоотправителем,
  • (e) порт погрузки по контракту морской перевозки и дата, на которую товар был получен в распоряжение перевозчика в порту погрузки,
  • (f) порт разгрузки по контракту морской перевозки,
  • (g) число оригиналов коносамента, если таковых более одного,
  • (h) место выдачи (выписки) коносамента,
  • (i) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени,
  • (j) фрахт в пределах оплачиваемых грузополучателем или иное указание на то, чт о им должен быть оплачен фрахт, и т.п.

В общем случае, оборотная сторона коносамента содержит стандартные условия на которых согласован и заключен контракт на перевозку и таковые условия, в случае споров и разногласий, образуют основу для любых исков и судебных решений, при условии, что эти условия ни отменены каким либо законом, ни противоречат государственной политике, подчиняющейся какой либо правовой системе, где могли бы рассматриваться эти споры и разногласия. Вышеприведенные характерные признаки коносамента обособляются тем, что наибольшая важность коносамента в наши дни заключается в том факте, что он является товарораспорядительным документом для того товара, который он представляет. Тот кто законным образом является держателем коносамента, будет иметь преимущество собственника и юридически подразумеваемое владение товаром во время его нахождения в пути. Коносамент содержит в себе не только право полной собственности на товар, но и все права, создаваемые контрактом на перевозку между грузоотправителем и судовладельцем[14].

Типы и характеристики коносаментов

Существует множество различных типов коносаментов[15], но будет достаточно обратиться лишь к следующим, которые применяются чаще всего[16]:

  • "Прямой" (необоротный) коносамент предусматривает доставку до лица, указанного в данном коносаменте. На этом коносаменте должна быть сделана маркировка "необоротный" (non-negotiable). Только то лицо, которое поименовано в данном коносаменте, может затребовать товар по его прибытии. Этот тип коносамента обычно применеятся для товара, отгружаемого на условиях оплаты с открытого счета, когда экспортер заинтересован в том, чтобы импортер не мог получить товар без оплаты.
  • "Ордерный коносамент грузоотправителя", или Оборотный коносамент, применяется в тех случаях, когда хотят наложить некоторые условия на поставку товара, например, такие как акцепт тратты (acceptance of a draft). Этот тип коносамента хорошо применять в тех случаях, когда платеж защищен условиями аккредитива, поскольку можно быть уверенным, что прежде, чем товар будет выпущен (освобожден), должны быть удовлетворены условия этого аккредитива.
  • "Чистый коносамент" выдается в тех случаях, когда партия товара (отгрузка) принята в "очевидно хорошем порядке и состоянии" ("apparent good order and condition") без повреждений или каких либо иных несоответствий. Если имеют место любые повреждения или нехватка товара, чистый коносамент не выдается. Таким образом, в таких случаях нет основания квалифицировать принятый товар как неиспорченный и отгруженный в хорошем порядке и состоянии в чистом коносаменте.
  • "Нечистый коносамент", или Грязный коносамент, или Коносамент с оговорками, представляет собой коносамент, в котором перевозчик сделал оговорки, чтобы показать, что товар не был принят в неиспорченном состоянии. Также известен под английским термином Foul Bill of Lading.
  • "Бортовой коносамент" выдается в тех случаях, когда груз размещен на борту поименованного судна. Этот коносамент подписывается и удостоверяется капитаном судна. В случаях сделок с аккредитивной формой оплаты, этот коносамент требуется экспортеру, чтобы получить платеж.
  • "Сквозной коносамент" представляет собой единый коносамент совмещающий статус национальной и международной перевозки экспортных партий товара (отгрузок). Например, авианакладная по сути своей является сквозным коносаментом, применяемым для авиационных отгрузок. С другой стороны, океанские/морские отгрузки обычно требуют двух отдельных документов: внутренний коносамент для национальной перевозки и океанский/морской коносамент для международной перевозки. Сквозные коносаменты несущественны для чисто океанских/морских перевозок.
  • "Океанский/морской коносамент" представляет собой коносамент, указывающий на то, что экспортер передает отгрузку (партию товара) международному перевозчику для транспортировки на специфицированных зарубежный рынок. В отличие от внутреннего коносамента, океанский/морской коносамент также служит как документ для получения платежа. Если это "прямой" ("straight") коносамент, то зарубежный покупатель может получить партию товара от перевозчика просто продемонстрировав ему свидетельство/доказательство идентичности "proof of identity"[17]. Если применяется оборотный коносамент ("negotiable" B/L), покупатель должен сначала оплатить товар, затаможить его (post a bond), или выполнить иные условия согласованные с продавцом.
  • "Внутренний коносамент" представляет собой коносамент, применяемый прои транспортировке товара по суше до международного перевозчика экспортера. Несмотря на то, что иногда может использоваться сквозной коносамент, экспортеру необходимо быть готовым к подготовке обоих коносаментов, внутреннего коносамента и окевнского/морского коносамента, для экспортных отгрузок (поскольку таковым может быть требование импортера).

Бланк коносамента [18][19]

BillOfLadingR.jpeg

  1. Термины и документы - http://www.sofmar.ge/index.php?page=inform&id=&lang=rus
  2. Авианакладные служат выполнению тех же самых функций, что и океанские/морские коносаменты, но они выпускаются только в форме не могущих быть переуступленными (non-negotiable) документов. - Delaney, L. Bills of Lading: Ocean Bill of Lading and Airway Bil- http://importexport.about.com/od/InternationalDocumentation/a/Bills-Of-Lading-Ocean-Bill-Of-Lading-And-Airway-Bill.htm
  3. Товарно-транспортная накладная. Коносамент общий.- http://www.kkgloballlc.ru/eksportnie-dokumenti/konosament.html
  4. Коносамент и коммерческий счет во внешней торговле. - http://www.avtodispetcher.ru/doc/73.html
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/shipping/22_19.html
  6. Razzak, M.A. Bill of Lading: A Pivotal Document in International Sale Transactions - http://www.ewubd.edu/ewu/showDocument.php?documentid=165&id=2268&dc=
  7. Bridge, M. : The International Sale of Goods - Law and Practice, Oxford University Press, (1999) – Ch.13.
  8. Коносамент (consignment - bill of lading) - http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l349_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_consignment_bill_of_lading
  9. ibid.
  10. Article I (7) // United Nations Convention on The Carriage of Goods by Sea, concluded at Hamburg on 31st day of March, 1978 (commonly known as “Hamburg Rules”) - http://www.admiraltylawguide.com/conven/hamburgrules1978.html
  11. Термин Перевозчик включает в себя понятие собственника или чартерера судна (чартерного перевозчика), который заключает контракт на перевозку с грузоотправителем. Грузоотправителем является лицо, которое в соответствии с контрактом купли-продажи распоряжается товаром, который должен быть погружен на борт судна: Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) - The Hague-Visby Rules - The Hague Rules as Amended by the Brussels Protocol 1968 - http://www.jus.uio.no/lm/sea.carriage.hague.visby.rules.1968/
  12. Чартерер - лицо, которое на основании договора чартер-партии арендует судно целиком или же главную его часть - Статьи - Международные морские перевозки грузов - http://www.brokert.ru/article/mejdunarodnaja-morskaja-perevozka
  13. Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules.
  14. ibid.
  15. Словарь морских терминов - http://www.blgroup.ru/useful/Sea-termins/
  16. Delaney, L. Op. cit.
  17. Таковым свидетельством может быть копия коммерческого инвойса, где приведены данные на грузоотправителя и грузополучателя, что, например, указывается в манифесте, ИЛИ запрос на выпуск (request for release), оформленный на официальном бланке грузополучателя, где содержимое текста должно описывать груз и приводить подробные данные о грузоотправителе. - http://rms-st-helena.com/cargo/
  18. Коносамент - http://blanker.ru/doc/bill-of-lading
  19. В практике международной торговли коносаменты на русском языке не существуют. Настоящий бланк приводится лишь в словарных/переводческих целях. Собственно вид коносамента представлен в аглоязычной версии статьи "Коносамент".
Личные инструменты
Our Partners