Коносамент

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Bill of Lading)

Содержание

Основные положения

Коносамент (B/L) представляе собой документ, который подтверждает, что специфицированный товар получен в очевидном неиспорченном состоянии от названного грузоотправителя (consignor), и принят на борт названного судна (vessel) на установленную дату. Этот документ не представляет собой просто квитацию на груз принятый на борт, но является свидетельством контракта между грузоотправителем и судовладельцем (фрахтовщиком). Кроме того, коносамент является свидетельством собственности на товар, записанный в этом коносаменте (то есть, это - грузораспорядительный документ[1]). Коноссамент устанавливает условия контракте между грузоотправителем и транспортной компанией, согласно которому груз должен быть перемещен между специфицированными пурктами за специфицированную плату. Обычно коносамент оформляется грузоотправителем на бланко, предоставляемом перевозчиком и, как определено, служит грузораспорядительным документом, контрактом на перевозку и квитанцией (распиской) на прием груза. Кроме того, в зависимости от условий и организации транспортных средств существую разные типы коносаментов, именуемые авианакладная (AWB)[2], внутренний коносамент [3], сквозной коносамент [4], бортовой коносамент [5]и т.д. (см. ниже).

Meaning and nature of Bill of Lading [6]

Чаще всего, коносамент (B/L) представляет собой документ, согласующийся с контрактом на морскую перевозку груза. Этот документ является многоцелевым инструментом, регистрирующим получение товара, который также обеспечивает данные по контракту на перевозку и также может служить товарораспорядительным документом на тот груз, который он представляет[7]. Всякий коносамент имеет значение и сочетает в себе “документ, который демонстрирует условия контракта на перевозку товара морским транспортом, а также принятие или погрузку товара перевозчиком,посредством которого перевозчик берет на себя обязательство доставить товар подчиняясь условиям этого документа. Условие этого документа, согласно которому товар должен быть доставлен в соответствии с ордером [8] названного лица, или в соответствии с иным ордером, или держателю коносамента (bearer)[9],вводит в силу таковое обязательство.” [10]

Обычно, по завершении отгрузки груза или по принятию последнего перевозчиком [11] or charterer [12], по требованию грузоотправителя или иным образом, выдается коносамент, устанавливающий, помимо всего прочего [13],

  • (a) краткое описание груза, погруженного на борт судна,
  • (b) наименование и главное место бизнеса (юридический адрес)перевозчика,
  • (c) наименование грузоотправителя,
  • (d) грузополучатель, если таковой поименован грузоотправителем,
  • (e) порт погрузки по контракту морской перевозки и дата, на которую товар был получен в распоряжение перевозчика в порту погрузки,
  • (f) порт разгрузки по контракту морской перевозки,
  • (g) число оригиналов коносамента, если таковых более одного,
  • (h) место выдачи (выписки) коносамента,
  • (i) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени,
  • (j) фрахт в пределах оплачиваемых грузополучателем или иное указание на то, чт о им должен быть оплачен фрахт, и т.п.

В общем случае, оборотная сторона коносамента содержит стандартные условия на которых согласован и заключен контракт на перевозку и таковые условия, в случае споров и разногласий, образуют основу для любых исков и судебных решений, при условии, что эти условия ни отменены каким либо законом, ни противоречат государственной политике, подчиняющейся какой либо правовой системе, где могли бы рассматриваться эти споры и разногласия. Вышеприведенные характерные признаки коносамента обособляются тем, что наибольшая важность коносамента в наши дни заключается в том факте, что одн является товарораспорядительным документом для того товара, который он представляет. Тот кто законным образом является держателем коносамента, будет иметь преимущество собственника и юридически подразумеваемое владение товаром во время его нахождения в пути. Коносамент содержит в себе не только право полной собственности на товар, но и все права, создаваемые контрактом на перевозку между грузоотправителем и судовладельцем[14].

Типы коносаментов

There are numerous different types of ocean bill of lading, but you will find that the following are the most commonly used[15]:

A "straight" (non-negotiable) bill of lading provides for delivery to the person whose name appears on it. It must be marked "non-negotiable." Only the person named can claim the goods upon arrival. This type of bill is usually used for goods shipped on an open-account payment basis when the exporter is not concerned about the importer receiving the goods without payment.

A "shipper's order" (negotiable) bill of lading is used when you want to impose conditions on delivery of the goods, such as acceptance of a draft. This type of bill of lading works well when payment has been secured by a letter of credit because you can make sure that the terms of the L/C are met before the goods are released.

A "clean bill of lading" is issued when the shipment is received in "apparent good order and condition" without damages or other irregularities. If there is any damage or a shortage of product is found, a clean bill of lading will not be issued. Therefore there is nothing to qualify the admission that the goods are shipped in good order and condition in the clean bill of lading.

An "unclean bill of lading" is a Bill of Lading that has been claused by the carrier to show that the goods were not in sound condition when received. Also called a Foul Bill of Lading.

An "on-board bill of lading" is issued when the cargo has been placed aboard the named vessel. It is signed and certified by the master of the vessel. For a letter of credit transaction, this bill of lading is required in order for you (the exporter) to get paid.

A "through bill of lading" is a single bill of lading converting both the domestic and international carriage of an export shipment. An air waybill, for instance, is essentially a through bill of lading used for air shipments. Ocean shipments, on the other hand, usually require two separate documents: an inland bill of lading for domestic carriage and an ocean bill of lading for international carriage. Through bills of lading are insufficient for ocean shipments.

An "ocean bill of lading" is a bill of lading indicating that the exporter consigns a shipment to an international carrier for transportation to a specified foreign market. Unlike an inland B/L, the ocean B/L also serves as a collection document. If it is a "straight" B/L, the foreign buyer can obtain the shipment from the carrier by simply showing proof of identity[16]. If a "negotiable" B/L is used, the buyer must first pay for the goods, post a bond, or meet other conditions agreeable to the seller.

An "inland bill of lading" is a bill of lading used in transporting goods overland to the exporter's international carrier. Although a through bill of lading can sometimes be used, it is usually necessary to prepare both an inland bill of lading and an ocean bill of lading for export shipments.

Бланк коносамента [17][18]

BillOfLadingR.jpeg

  1. Термины и документы - http://www.sofmar.ge/index.php?page=inform&id=&lang=rus
  2. Авианакладные служат выполнению тех же самых функций, что и океанские/морские коносаменты, но они выпускаются только в форме не могущих быть переуступленными (non-negotiable) документов. - Delaney, L. Bills of Lading: Ocean Bill of Lading and Airway Bil- http://importexport.about.com/od/InternationalDocumentation/a/Bills-Of-Lading-Ocean-Bill-Of-Lading-And-Airway-Bill.htm
  3. Товарно-транспортная накладная. Коносамент общий.- http://www.kkgloballlc.ru/eksportnie-dokumenti/konosament.html
  4. Коносамент и коммерческий счет во внешней торговле. - http://www.avtodispetcher.ru/doc/73.html
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/shipping/22_19.html
  6. Razzak, M.A. Bill of Lading: A Pivotal Document in International Sale Transactions - http://www.ewubd.edu/ewu/showDocument.php?documentid=165&id=2268&dc=
  7. Bridge, M. : The International Sale of Goods - Law and Practice, Oxford University Press, (1999) – Ch.13.
  8. Коносамент (consignment - bill of lading) - http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l349_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_consignment_bill_of_lading
  9. ibid.
  10. Article I (7) // United Nations Convention on The Carriage of Goods by Sea, concluded at Hamburg on 31st day of March, 1978 (commonly known as “Hamburg Rules”) - http://www.admiraltylawguide.com/conven/hamburgrules1978.html
  11. Термин Перевозчик включает в себя понятие собственника или чартерера судна (чартерного перевозчика), который заключает контракт на перевозку с грузоотправителем. Грузоотправителем является лицо, которое в соответствии с контрактом купли-продажи распоряжается товаром, который должен быть погружен на борт судна: Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) - The Hague-Visby Rules - The Hague Rules as Amended by the Brussels Protocol 1968 - http://www.jus.uio.no/lm/sea.carriage.hague.visby.rules.1968/
  12. Чартерер - лицо, которое на основании договора чартер-партии арендует судно целиком или же главную его часть - Статьи - Международные морские перевозки грузов - http://www.brokert.ru/article/mejdunarodnaja-morskaja-perevozka
  13. Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules.
  14. ibid.
  15. Delaney, L. Op. cit.
  16. Could be a copy of the commercial invoice which shows the shipper and the consignee as per the manifest OR a request for release on the consignees official letter head and the contents of the letter must describe the cargo and give details of the shipper. - http://rms-st-helena.com/cargo/
  17. Коносамент - http://blanker.ru/doc/bill-of-lading
  18. В практике международной торговли коносаменты на русском языке не существуют. Настоящий бланк приводится лишь в словарных/переводческих целях. Собственно вид коносамента представлен в аглоязычной версии статьи "Коносамент".
Личные инструменты
Our Partners