Международные операции : методы и формы
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Foreign Operations Methods
Введение
Целостность глобальной цепи поставок достигается при помощи основных международных операций[1], понимаемых также как способы вхождения на зарубежные рынки. В существующих сферах международного бизнеса обнаруживается, а в новых сферах возникает, такой ход дел, который имеет тенденцию порождать вопросы, имеющий отношение к применению различных форм зарубежных операций [2] Тот класс управленческих решений, который касается выбора и осуществления международных операций часто классифицируется как стратегические решения или стратегии вхождения на глобальные рынки [3] [4]. Однако, полагая, что любое стратегическое решение должно отвечать на вопросы "Что?", "Где?" и, иногда, "Когда?", продавать (поставлять), мы предлагаем классифицировать (терминировать) решения по способам вхождения на рынки, отвечающие на вопрос "Как?", как оперативные решения, тогда как все решения касающиеся корректировок маркетинг-микса именуются тактические решения.
Способ вхождения на зарубежный рынок понимается в терминах международного маркетинга как некоторый подход к международной экспансии, который выбирает компания, опираясь на желательный контроль и на тот риск, который она в состоянии перенести. Однако в терминах, к которым ближе международная логистика, способ вхождения на зарубежный рынок должен определяться как средство соединения и согласования участков глобальной цепи поставок, принадлежащих различным национальным маркетинговым средам [5]. Основныя задача усилий международной логистики состоит в том, чтобы преодолеть нарушения целостности на пути международной цепи поставок, порождаемые различиями между разными национальными маркетинговыми средами(Fig. 1.). C этой целью международный менеджер-логист должен создать такую комбинацию метода и формы международной операции (Таблица 2), которая могла бы соответствовать природе рассматриваемого товара и другим маркетинговым/логистическим факторам (осуществление маркетингового экобаланса [6].
Любое перемещение товара через границу должно быть организовано как международная сделка купли-продажи. Это абсолютное правило имеет действие благодаря экспортным/импортным таможенным формальностям и государственному регулированию, представленным в форме тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле. Таким образом, первым шагом международных менеджеров-логистов в любой международной (зарубежной) операции является обнаружение и интерпретация различий между национальными маркетинговыми средами (как минимум) двух стран (отечество и принимающая страна на Рис.1.). Второй шаг состоит из проведения экспортной/импортной таможенной очистки, регулирующих экспорт/импорт государственных норм и правил отечества и принимающей страны, и контрактных условий.
Один из подходов для построения таблицы унифицированной классификации для всех известных (простых, но не составных) международных операций основан на том факте, что исходной и основной категорией маркетинга является обмен. В традиционных экспортно-импортных операциях этот обмен представлен сделками купли-продажи, тогда как простейшая форма встречной торговли представлена сделками типа бартер, куда не включается обмен денег. Превращенные формы международных операций (Таблица 2) являются более усложненными, но в самом центре таких форм также обнаруживается маркетинговый обмен. Кроме того, предметом этих превращенных форм является комбинация невещных (услуги), виртуальных (интеллектуальная собственность) и вещных (товары) компонент сложного товара подлежащего обмену.
Содержание |
Таблица 1. Основные факторы, влияющие на выбор способа вхождения на зарубежные рынки
Факторы | Комментарии |
Размер рынка | В то время как не существует простого правила, ясно, что метод и форма вхождения на зарубежный рынок, где совокупные годичные продажи достигают €10,000,000 (U.S. $14,159,000 – по курсу на MAY22, 2011) в год отличаются от случая рынка, где тот же показатель составляет миллиарды евро. |
Рост рынка | Стабильный рынок, с умеренным темпом роста, обычно требует иной стратегии вхождения, чем рынок с существенным потенциалом для роста. |
Потенциальная доля рынка экспортера | Рынок, на котором экспортер может стать важнейшим актором, обычно требует иной стратегии, чем рынок, на котором у экспортера нет шансов стать чем-то большим, чем нишевый актор. |
Тип товара | Технологичные товары, требующие послепродажного обслуживания и запасных частей, обучно требуют иной стратегии, чем расходные потребительск5ие товары. |
Маркетинговая стратегия фирмы | Несмотря на то, что это очевидно, отмечается, что фирма, чья стратегия состоит в обеспечении поставки высокосортных товаров, обычно имеет иную стратегию вхождения на зарубежный рынок, чем фирма, которая выбрала позицию поставщшика самых дешевых товаров. |
Характеристики страны, рассматриваемой как рынок | Уровень развития, инфраструктура страны, усложнение бизнеса потенциальных торговых партнеров, общий климат для ведения бизнеса, культура рынка и культура покупателей, все это должно рассматриваться при принятии решения о стратегии вхождения на зарубежный рынок. |
Рассматриваемый временной горизонт | Товары, которые имеют короткий жизненный цикл, или товары, которые вероятно создадут массу конкурентов-подражателей, требуют иной стратегии вхождения на зарубежные рынки, чем товары которые защищены патентами или, вероятно, должны иметь длительный жизненный цикл или вызвать появление длинного ряда комплементарных товаров. |
Желание фирмы (ее соответствующих менеджеров) включиться в процесс вхождения. | Фирмы, которые активно стремятся к разработке зарубежных рынков, должны иметь стратегии вхождения отличающиеся о тех, что имеют фирмы, которые уверенны, что их внутренний рынок составлянт их первостепенный интерес и рассматривают зарубежные продажи как нечто "докучливое". |
Таблица 2. Унифицированная классификация международных операций (методы-формы-предметы)
Предпочтительные комбинации "метод форма" отмечены в ячейках Таблицы цифро-буквенными кодами (типа: 1, 2A, 5, 6), расшифровка которых дана в разделе ЛЕГЕНДА в конце Таблицы
Формы международных операций: | Методы международных операций: | |||||||
Прямой | Кооперативный:
Пиггибэкинг Консорциум | Собственный или
Кооперативный | Косвенный:
Агентство*) Дистрибьюторство**) Консигнация***) | Встречная торговля | Институционально-конкурентный****) | E-коммерция | ||
TRADITIONAL METHODS - "PRODUCT" GROUP: | ||||||||
Importing (Reimporting) | 1, 2A, 5, 6 | 1, 2A, 4, 5, 6, 7 | ||||||
Importing (Reimporting) | 1, 2A, 5, 6 | Commodity Exchange:
1B, 1C Auction: 1B, 1C Tender: 1A, 1B, 3 | ||||||
Exporting (Reexporting) | 1, 2A, 5, 6 | 1, 2A, 4, 5, 6, 7 | ||||||
Exporting (Reexporting) | 1, 2A, 5, 6 | Commodity Exchange:
1B, 1C Auction: 1B, 1C Tender: 1A, 1B, 3 | ||||||
TRANSMUTATED METHODS - "KNOW-HOW" GROUP: | ||||||||
Foreign Assembling[7] | 1 | 1 | ||||||
International Licensing[8] | 1A, 1B, 2A, 2B, 3, 4 | 1C | 7 | |||||
International Franchising[9] | 1A, 1B, 1C, 2A, 2B, 3, 4 | 7 | ||||||
International Engineering[10] | 3 | |||||||
Foreign Manufacturing[11] | 1B, 2 | 1, 2 | ||||||
TRANSMUTATED METHODS - "FOREIGN DIRECT INVESTMENTS" GROUP: | ||||||||
International Contractual Joint Venture[12] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 7 | |||||
International Equity (Incorporated) Joint Venture[13] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 7 | |||||
Foreign Subsidiary[14] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | ||||||
Foreign Branch[15] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | ||||||
International Strategic Alliance[16] [17] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 7 | |||||
TRANSMUTATED METHODS - "RENT" GROUP: | ||||||||
International Operating Leasing[18] [19] | 1 | 1A, 2 | ||||||
International Financial Leasing[20] [21] [22] [23] | 1 | 1A, 2 | ||||||
International Management Contract [24] [25] | 1 | 1A, 2 | ||||||
LEGEND: | *) International Agency means that an Agent and its Principal are residents of different countries; **) International Distributorship means that a Distributor (Dealer, Reseller, Merchant, Jobber, etc.)and its Principal (Supplier, Vendor, etc.) are residents of different countries; ***) International Consignment means that a Consignee and its Consignor are residents of different countries; ****) "Institutionally-competitive method of international operations" term has to display two facts: 1) there is a special institute (commodity exchange, auction, tender committee, etc.) involved into trade transactions; 2) item prices are quoted as a result of buyers' price offering competition. |
Table 3. Entry modes: Advantages and Disadvantages. Reasons for Switching
Exporting | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
Reasons to switch the entry mode | Socio-cultural | Political-Law | Economic |
From PRODUCT Group to KNOW-HOW Group |
|
|
|
Licensing | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
Franchising | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
Reasons to switch the entry mode | Socio-cultural | Political-Law | Economic |
From KNOW-HOW Group to FDI Sub-Group One: Overseas Assembling to Turnkey Contracts |
|
|
|
Overseas Assembling to Turnkey Contracts | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
International Alliancing: Joint ventures | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
Reasons to switch the entry mode | Socio-cultural | Political-Law | Economic |
From FDI Sub-Group One: Overseas Assembling to Turnkey Contracts to FDI Sub-Group Two: Overseas Wholly Owned Subsidiaries |
|
|
|
Overseas Wholly Owned Subsidiaries | |||
Advantages | Disadvantages | ||
|
| ||
Rest of problems | Socio-cultural | Political-Law | Economic |
with Overseas Wholly Owned Subsidiaries |
|
|
|
References
- ↑ Черенков В.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: основные операции. Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
- ↑ Welch, L.S., Benito, G.R.G., Petersen, B.: Foreign Operation Methods: Analysis, Strategy, and Dynamics: Edward Elgar, London, 2007 - p.8
- ↑ Gillespie, K, Jeannet, J-P., Hennessey, H.D. Global Marketing - Houghton Mifflin Company, Boston, New York, 2007 - Ch.9.
- ↑ Keegan, W.J., Green, M.C. Global Marketing - Pearson Education, Boston, etc., 2013 - Ch.9.
- ↑ Черенков В.И. Глобальная маркетинговая среда: Опыт концептуальной интеграции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
- ↑ Черенков В.И. Маркетинговая экология // Инновации. – 2002. – № 9-10 (56-57)
- ↑ Techakanonta, Terdudomthamb, K. Evolution of Inter-firm Technology Transfer and Technological Capability Formation of Local Parts Firms in the Thai Automobile Industry // Journal of Technology Innovation 12, 2 (2004) - http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=evolution%20of%20inter-firm%20technology%20transfer&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CEwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fciteseerx.ist.psu.edu%2Fviewdoc%2Fdownload%3Fdoi%3D10.1.1.126.9583%26rep%3Drep1%26type%3Dpdf&ei=1lD6T-yRK4eE4gT6kuXgBg&usg=AFQjCNGQVl4IPoDghDfMfERh_tFRcuiHcw&cad=rjt - accessed 05/09/2012
- ↑ Basics of Licensing Booklet - Licensing Executives Society (U.S.A. and Canada), Inc. // http://lesusacanada.dev.vtcus.com/docs/default-document-library/basicsoflicensing.pdf?sfvrsn=0 - accessed: 05/09/2012
- ↑ Konigsberg,A.S. International Franchising - Juris Publishing, Inc, New York, USA, 1999 - http://www.lapointerosenstein.com/fichier/listelibrary/21/ako-franchising.pdf - accessed: 05/09/2012
- ↑ Engineering: Issues, Challenges, and Opportunities - UNESCO Publishing, Paris, 2010 - http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189753e.pdf - accessed: 05/09/2012
- ↑ Moran, T.H. Foreign Manufacturing Multinationals and the Transformation of the Chinese Economy: New Measurements, New Perspectives - Peterson Institute for International Economics, Working Papers Series, Washington, April 2011 - http://www.piie.com/publications/wp/wp11-11.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ ITC Contractual Joint Venture Model Agreements - International Trade Centre UNCTAD/WTO, Geneve, 2004 - http://www.jurisint.org/doc/orig/con/en/2004/2004jiconen2/2004jiconen2.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Hunoldt, M. Factors Influencing International Equity Joint Venture Performance: A Meta-analytical Review - http://www.hendrix.edu/uploadedFiles/Departments_and_Programs/Business_and_Economics/AMAES/IJV_Meta-analysis_MAERS_20100915.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Mahlendorf, M.D., Rehring, J., Schäffer, U., Wyszomirski, E. Influencing foreign subsidiary decisions through headquarter performance measurement systems // Management Decision, 2012, Volume 50 (4): 30 - http://www.deepdyve.com/lp/emerald-publishing/influencing-foreign-subsidiary-decisions-through-headquarter-LBDtTLLmiq - accessed 05/09/2012
- ↑ Starting a branch // Invest: Sweden, Published in January 2012 - http://www.investsweden.se/Global/Global/Downloads/Fact_Sheets/Starting-a-branch.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Lendrum, T. The Strategic Partnering Handbook: The Practitioners' Guide to Partnerships and Alliances - The McGraw-Hill Companies, Sydney, etc., 2003
- ↑ Lendrum, T. The Strategic Partnering Pocketbook: Building Strategic Partnerships and Alliances - The McGraw-Hill Companies, Sydney, etc., 2009
- ↑ Lister, R. Classification and Treatment of Leases // QFINANCE - http://www.qfinance.com/contentFiles/QF02/g1xtn5q6/12/4/classification-and-treatment-of-leases.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Hamilton, S. A practical guide to operating leasing - http://www.transeuroasset.com/info_downloads/directoroffinance.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Faber, D., Schuijling, B. Financial Leasing and Its Unification by Unidroit // Electronic Journal of Comparative Law, vol. 14.3 (December 2010), http://www.ejcl.org - accessed 05/09/2012
- ↑ Unidroit Convention on International Financial Leasing (20 May 1988) - http://www.jus.uio.no/lm/unidroit.financial.leasing.convention.1988/portrait.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Simon, A. Economic Aspects of Financial Leasing in Business Investments // Scientific Bulletin – Economic Sciences, Vol. 9 (15) - Finance - http://economic.upit.ro/repec/pdf/F1.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Sposeep, S., Sedova, I. Leasing: A Potential Solution for SME Expansion and Rural Financial Sector Depending: A Study of Russia - microREPORT #46, United States Agency for International Development, March, 2006 - http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADF943.pdf - accessed 05/09/2012
- ↑ Welch, L.S., et al., op. cit. - Ch.5.
- ↑ Faber, D., Schuijling, B. Enhancing the Role of Tourism SMEs in Global Value Chain: A Preliminary Case Study of Korean Hotel Industries // Global Tourism Growth: A Challenge for SMEs, 2005 OECD & Korea Conference - http://www.suntransco.com/data/upload_file/File/Online%20Library/Supply%20Chain%20Intelligence%20Solutions.pdf - accessed 05/09/2012