Международные транспортные коридоры
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: International transport corridors
Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовала интенсивного развития международных транспортных коридоров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.
Под МТК понимают часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Организация МТК ставит своей целью унификацию национальных законодательств, гармонизацию транспортных систем Востока и Запада, создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок, как основы создания глобальной логистической системы – мировой транспортной системы.
Линии разработок трансъевропейских транспортных коридоров и основные принципы будущей панъевропейской политики перевозок были приняты представителями 42 европейских министерств во время 2-ой панъевропейской конференции по транспорту (Крит, 1994). В качестве целевой установки было сформулировано среднесрочное и долгосрочное согласованное развитие Европейской транспортной сети. Во время конференции на Крите были определены 9 транспортных коридоров, которые должны соединять Западную Европу с восточной половиной континента.
В 1997 году (в Хельсинки) во время 3-ей Панъевропейской конференции количество коридоров увеличили до 10 и одновременно были представлены рекомендации на расширение существующих.
№ пп | Маршрут | Протяженность, км |
---|---|---|
1 | Хельсинки – Таллин – Рига – Калининград – Гданьск – Каунас - Варшава | 1000 |
2 | Берлин – Варшава – Минск - Москва | 1830 |
3 | Берлин/Дрезден – Вроцлав – Катовице/Краков – Львов - Киев | 1640 |
4 | Дрезден/Нюрнберг – Прага – Вена/Братислава – Дьер – Будапешт – Арад – Констанца/Крайова – София – Фессалоники/Пловдив - Стамбул | 3285 |
5 | Триест Любляна – Булапешт – Львов/Братислава | 1595 |
6 | Гданьск – Катовице - Жилина ж.д. – 715; шоссе – | 805/825 |
7 | р.Дунай – Германия – Австрия – Словакия – Венгрия – Румыния – Болгария – Молдавия около | 1600 |
8 | Дурресс – Тирана – Скопье – София – Пловдив – Бургас – Варна | 905 |
9 | Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва/Псков – Киев – Любашевка – Кишинев – Бухарест – Дмитровград – Александруполис + Киев – Минск – Вильнюс – Каунас – Клайпеда/Калининград + Любашевка – Одесса | около 3400 |
10 | Зальцбург-Любляна-Загреб-Белград-София/Скопье-Салоники | 1000 |
Определенные на Крите и в Хельсинки МТК затрагивают в основном три вида транспорта: железнодорожный автомобильный и водный. Одновременно были также согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов.
В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения перешли в стадию практической реализации. Многие страны Европы и Азии стремятся добиться прохождения МТК через свои территории. Россия также принимает активные шаги в этом направлении, остро стоит вопрос об организации эффективных современных транспортных коридоров Европа-Азия через Россию.
Формирование МТК на территории России направлено на повышение эффективности и качества российских внешнеторговых перевозок и использование выгодного географического положения России для расширения экспорта транспортных услуг, включая обслуживание транзитных перевозок третьих стран. На территории России сложился ряд транспортных направлений, на которых концентрируются внешнеторговые грузовые потоки и пассажиропотоки, а также международные транзитные перевозки. Эти направления получили названия Север-Юг и Запад-Восток, на которых и расположены основные транспортные коммуникации России.
На направлении Север-Юг выделяют следующие транспортные коридоры:
- граница с Финляндией – Санкт-Петербург – Москва – Киев – порты Украины на черном море;
- Санкт-Петербург – Псков – Невель – Витебск – Киев – порты Украины на черном море;
Оба эти коридора являются российскими частями международного паневропейского транспортного коридора №9.
- Москва – Лиски – Ростов-на-Дону – Новороссийск;
- Москва – Саратов – Волгоград – Астрахань – граница с Азербайджаном (Самур);
- Мурманск – Петрозаводск – Волховстрой – Тверь – Москва;
- Архангельск – Вологда – Ярославль – Москва;
- Внутренние водные пути, включая Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский каналы, реку Волгу до Астрахани с последующим выходом через Каспийское море к портам Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении и через Волго-Донский канал к портам Черного и Средиземного морей.
На направлении «Запад-Восток» можно выделить следующие транспортные коридоры:
- граница с Белоруссией – Москва – Нижний Новгород – Пермь – Екатеринбург с последующим выходом на Транссиб к морским дальневосточным портам России в страны Юго-Восточной Азии, участок до Нижнего Новгорода входит в международный панъевропейский транспортный коридор №2 (железнодорожные и автомагистрали);
- Москва – Муром – Казань – Екатеринбург с выходом на Транссиб;
- Москва – Рязань – Самара – Уфа – Челябинск – Омск с выходом на Транссиб – на транспортную сеть Казахстана и Китая;
- Санкт-Петербург – Вологда – Котельнич – Пермь – Екатеринбург с последующим выходом на Транссиб;
- Провинции Северо-Восточного Китая – Российские порты Южного приморья – Япония – западное побережье США и Канады;
- Северный Морской путь.