Международный логистик-микс

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: International Logistics Mix

Результативность (эффектность) и эффективность международного логистического менеджмента зависит sine qua non от множества хорошо организованных и хорошо выполняемых логистических функций[1], а именно: [2]: обслуживание покупателей; прогнозирование спроса; поток документации; обработка возвратов; перемещение между предприятиями; управление складскими запасами (входящее, внутризаводское и исходящее); поддержка обеспечения деталями/услугами; организация движения материальных запасов; обработка заказов; выбор мест производства и складирования; организация графика производства; выполнение защитной упаковки; выполнение закупок; безопасное удаление лома (отходов); управление движением объектов производственной деятельности; а также управление складированием и дистрибьюцией. Не все из этих функций равным образом специфичны для международной логистики и некоторые из них (более специфичные в этом смысле) отмечены здесь курсивом. Случай международной логистики – в силу такого простого и самого важного фактора международной торговли как пересечение государственных границ – требует добавить к списку позиций данных курсивом выше несколько иных позиций, определяемых сутью и содержанием трех-частного канала международной логистики [3]:

  • канал транзакции (сделки), который оперирует с покупкой, продажей и получением платежей;
  • канал дистрибьюции (маркетинговой логистики), по которому происходит физическое движение товара; и
  • канал документации/коммуникации.

Число и сложность факторов, влияющих на международную логистику, напоминают о ситуации в маркетинговой науке/практике то того времени, когда концепция маркетинг-микса была введена в научный оборот Нейлом Борденом [4] и, далее, получила форматирование в рамках хорошо известной 4Р-парадигмы со стороны Джерома МакКарти [5]. Учитывая, что Целевая функция международной логистики может быть определена как согласование компонент отечественного логистик-микса с логистически значимыми измерениями (переменными) сопредельной национальной маркетинговой среды, которая должна быть пересечена движущимся товаром в глобальной цепи поставок, можно сослаться на «призматическую модель» в статье «Предмет международной логистики», чтобы получить понимание тех полей возможного рассогласования/разрывов, где должны исследоваться и под. При определении этой целевой функции, концепция международного логистик-микса занимает центральное место подобно тому, как концепция маркетинг-микса для адаптации товара к рынку. В данном случае, маркетинговый подход вновь показал себя как универсальный для многих других бизнес-дисциплин. Генетически, такая функциональная близость между логистик-миксом и маркетинг-миксом (См. “Модель сочленения между концепциями маркетинг-микса и логистик-микса» ниже) могла бы быть объяснена тем хорошо известным фактом, что основная категория маркетинга представлена обменом [6], чему также служит и логистика. Общепринятого понимания содержания логистик-микса не обнаружено. Однако именуются четыре поля такого микса [7], а именно: обслуживание покупателей, обработка заказов, управление складскими запасами и транспортировка. Определение международного логистик-микса находится в стадии разработки [8].


Генетическая связь концепций маркетинг-микса и логистик-микса[9]

L MIX R.jpeg


Критика понимания 7R-мнемоники как логистик-микса

В российских учебниках им статьях, связанных с вопросами логистики, известная 7R-мнемоника или 7R-парадигма логистики (см. рисунок внизу) [10]часто именуется как «логистический микс» [11][12][13][14][15][16][17].

7R R.jpeg

Действительно, в западной литературе, в духе крылатой формулы удачи англофонной среды: «be in the right place at the right time». Родилась и широко цитируется 7R-парадигма[18]: «Логистика представляет собой совокупность действий, которая гарантирует наличие правильных товаров в правильном количестве для правильных покупателей в правильное время». Более многомерная 7R-мнемоника этой «правильности» [19] выглядит как результирующий комплект «правильностей», условная пирамида которых показана на рисунке вверху. Однако любая «правильность» суть результат нашей оценки a posteriori, то есть, после проведения какого-либо опыта или после наступления события, результат которого стало можно оценить. В то же время, западная литература, обычно восходящая к одному источнику [20] представляет logistics mix как совокупность пяти компонент, обеспечивающих успешное свершение указанных 7R в интересах покупателя и продавца[21]:

  • средства хранения и складирования;
  • наличие и управление складскими запасами;
  • средства транспортировки (включая контейнеры);
  • средства фасовки и упаковки;
  • средства коммуникаций.

Таким образом, на наш взгляд, «логистический микс» ряда российских авторов выступает лишь синонимом для мнемоники 7R и не несет в себе концептуального содержания,хотя и весьма полезна в дидактических целях. Что касается логистик-микса, то подобно маркетинг-миксу, он служит реализации целевой функции логистики – образно говоря, реализации указанных 7R. Кстати, и в России можно найти прозелитов такого понимания логистик-микса[22].

Библиографический список

  1. Функции логистики // Ельдештейн Ю.М. Логистика / электронный учебно-методический комплекс, ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск 2006 - http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/01_02.html
  2. Encyclopedia Britannica (1993), Chicago, Encyclopedia Britannica, Inc., Vol. 28
  3. Wood, D.F., Barone, A.P., Murphy,P.R., and Wardlow, D.L. (2002), International Logistics, AMACOM, a division of American Management Association, New York, etc. – p.7.
  4. Borden, Neil H. (1965). The Concept of the Marketing Mix. / In: Science in marketing / Schwartz, G. Wiley
  5. McCarthy, J. (1975) Basic Marketing: A Managerial Approach, Irwin, Inc.
  6. Cunningham M. H. Exchange and Marketing Theory // Proceedings of the Southern Marketing Association, 1988.
  7. Lai, K.-H. and Cheng, T.C.E. (2009) Just-in-Time Logistics, Gower, Farnham, UK –p.108.
  8. Cherenkov V.I. International Logistics Management: From Subject to Lean Syllabus and Effective Teaching – International Conference “GSOM Emerging Markets Conference: Business and Government Perspectives” (Graduate School of Management, SPSU, St. Petersburg, October, 16-17, 2014) - http://www.gsom.spbu.ru/images/a9/ebook_gsom_emerging_markets_conference_business_and_government_perspectives.pdf
  9. Основой для построения данной модели послужил следующий источник - Barcik1, R., and Jakubiec, M. (2013) – Marketing Logistics - http://www.slu.cz/opf/cz/informace/acta-academica-karviniensia/casopisy-aak/aak-rocnik-2013/docs-4-2013/Barcik_Jakubiec.pdf
  10. например, International Logistics Management - http://www.graduate.au.edu/download/content/file/school%20of%20business/MBA%20DD%20Comprehensive/Inter%20logistics.pdf
  11. Андреев С.Н., Рыкалина О.В. Общность содержания и функций логистической и маркетинговой деятельности (2013) // Маркетинг и маркетинговые исследования – 05(107)
  12. Введение в операционный менеджмент MBA Start - http://aniri.flatrate.ru/Reading/
  13. Скоробогатова Т.Н Логистические цепи и логистические системы - http://masters.donntu.edu.ua/2011/iem/lukianchikov/library/art_5.pdf
  14. Мешалкин В.П. Конспект лекций по дисциплине: Теоретические основы логистики. – М.: 2011 - http://moodle.milrti.ru/file.php/11/Teoreticheskie_osnovy_logistiki_Lekcii_.pdf - с.10
  15. Взаимосвязь маркетинга и логистики - http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Economics/6_108545.doc.htm
  16. Ухов В. О взаимосвязи маркетинга и логистики в инновационной экономике - http://logistic-forum.lv/menegment/marketing-logistika
  17. Григорак М. Сущность логистической деятельности предприятия - http://customsexpert.ru/articles/terminologiya-v-logistike.htm
  18. Kasilingam, R.G. (1998), Logistics and Transportation: Design and Planning, SHPRINGER-SCIENCE+BUSINESS MEDIA, B.V. Dordrecht, Nederland
  19. Shapiro, S. and Heskett, J.L., (1985) Logistics Strategy, West Publishing Co, Eagan, Minnesota.
  20. Fernie, J., & Sparks, L. 2004. Logistics and Retail Management. Insights into Current Practice and Trends from Leading Experts - London: Kogan Page Ltd. – p.4
  21.  : Lynch, R. How do you develop the product or service offering? - http://www.global-strategy.net/how-do-you-develop-the-product-or-service-offering/
  22. Елена Ефимова, профессор, кафедра мировой экономики, СПбГУ - Dry terminals in St. Petersburg and Leningrad region: logistic solutions for Russian port industry - http://www.centrumbalticum.org/sites/default/files/user_uploads/Elena%20Efimova%20Dry%20terminals%20in%20St.%20Petersburg%20and%20Leningrad%20region%20logistic%20solutions%20for%20Russian%20port%20industry.pdf
Личные инструменты
Our Partners