Непрерывная холодильная цепь
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: continuous cold chain
Скоропортящимися называют грузы, качество которых за время нахождения в обычных условиях ухудшается, т.е. изменяется их вкус, цвет, запах, консистенция. В основном это продукты сельскохозяйственного производства и их переработки в продукты питания, а также скоропортящееся сырьё для ряда отраслей промышленности. Среди грузов, доставляемых с участием железнодорожного транспорта, эти грузы составляет небольшую долю (2…3 %). Однако очевидны значимость этого грузопотока и необходимость сохранения качества скоропортящихся грузов. Прохождение грузопотока от склада грузоотправителя до склада грузополучателя характеризуется термином доставка грузов, который нельзя отождествлять с термином транспортировка. В первом случае комплексно учитываются: предназначение груза, мощность и партионность поставок, наличие и размещение перегрузочных терминалов и складского хозяйства, транспортно-технологические связи между ними и т.д.
Для того чтобы скоропортящиеся грузы не теряли своих потребительских качеств, в процессе доставки необходимо для каждого из них созда-вать и поддерживать в грузовых помещениях складских и транспортных модулей специфические условия (главным образом температурный ре-жим), применять определённый способ формирования штабеля груза и т.д. Для обеспечения перечисленных условий в логистических цепях системы доставки скоропортящихся грузов должны быть организованы соответствующие инфраструктура и технологические процессы [1]. Такая система получила название непрерывная холодильная цепь (НХЦ).
Содержание |
Транспортно-складская инфраструктура
Транспортно-складская инфраструктура НХЦ включает в себя три группы технических средств:
- изотермические транспортные модули (железнодорожные, автомобильные, морские, речные воздушные);
- складские модули с холодильными складами различного назначения. К ним относят холодильники производственные, заготовительные, перегрузочные, распределительные, реализационные, а также станции предварительного охлаждения плодоовощей. Домашние холодильники, в некоторой степени влияют на функционирование НХЦ, но в её состав не входят;
- устройства обслуживания транспортных модулей: рефрижераторные депо (РД), пункты технического обслуживания, и экипировки, пункты санитарной обработки вагонов и контейнеров. Без этих устройств невозможно нормальное функционирование изотермических транспортных модулей.
Хладотранспорт
Совокупность первой и третьей групп инфраструктуры НХЦ называют хладотранспортом. Существуют несколько видов хладотранспорта:
- железнодорожный,
- автомобильный,
- морской,
- речной,
- воздушный
- интермодальный Интермодальные перевозки.
Транспортные модули для первозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы перевозят железнодорожным транспортом в следующих типах транспортных модулей:
- изотермических вагонах (рефрижераторных вагонах, вагонах-термосах, молочных цистернах, цистернах-термосах, вагонах-цистернах),
- крытых вагонах,
- универсальных, изотермических и рефрижераторных контейнерах.
В перспективе возможно использование изотермических вагонов и контейнеров, охлаждаемых жидким азотом и термоэлектрическими батареями.
Технологические процессы НХЦ
Основными технологическими процессами НХЦ являются
- подготовка грузов к доставке
- хранение на складах,
- перевозка различными видами транспортных модулей,
- перегрузочно-складские операции,
- подготовка грузов к реализации,
- обслуживание инфраструктур.
Особенности непрерывной холодильной цепи
Доставка скоропортящихся грузов в НХЦ имеет следующие специфические особенности:
- необходимость обеспечения условий погрузки, разгрузки и транспортировки этих грузов, близких к условиям их хранения в стационарных холодильниках;
- необходимость обслуживания груза в пути;
- значительно бóльшие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
- односторонность перевозок конкретных видов скоропортящихся грузов и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей (ИТМ);
- высокая масса тары изотермических вагонов и относительно небольшая степень использования грузоподъёмности ИТМ;
- высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспортных и складских модулей, устройств их обслуживания;
- высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
- возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
- ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
Указанные особенности характеризуют НХЦ как весьма дорогостоящую и многофункциональную систему.
Условия функционирования непрерывной холодильной цепи
Для правильного функционирования НХЦ в соответствии с возложенными на неё задачами (обеспечение процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям без потерь и понижения качества и самое главное – в кратчайшие сроки), необходимо выполнение определённых условий.
Во-первых, на протяжении всей НЦХ должны быть обеспечены требуемые режимные параметры условий хранения и перевозок каждого скоропортящегося груза (температурный и влажностный режимы, режимы циркуляции и вентилирования и др.).
В зависимости от этих параметров, а также с учётом вида холодильной подготовки продукта (охлаждение, замораживание и др.) и температуры наружного воздуха используют соответствующие транспортные и складские модули.
Во-вторых, применяемые транспортные и складские модули должны соответствовать характеру грузопотока и быть экономически оправданными.
Для крупных партий груза необходимо наличие в достаточном количестве холодильных складов, группового изотермического подвижного состава, для средних партий — одиночных изотермических вагонов. Для мелких партий скоропортящихся грузов экономически оправданной является контейнерная технология доставки по принципу «от двери до двери» без промежуточного накопления и хранения продукции на складах.
При этом ускоряется процесс доставки груза, обеспечивается непрерывность холодильной цепи, а конкурирующие виды транспорта участвуют в процессе доставки как партнёры. Децентрализация экономики уже привела к изменению структуры грузопотоков и к необходимости изменения соотношения в парке ИТМ. Появление средних и мелких грузовладельцев уже сейчас определяет преимущественную потребность в одиночных изотермических вагонах, тогда как их пока явно недостаточно. Рост мелкопартионных поставок скоропортящихся грузов почти полностью отвергает использование группового рефрижераторного подвижного состава, который постепенно переоборудуется на одиночные изотермические вагоны-термосы. Намечается тенденция к широкому использованию в нашей стране крупнотоннажных изотермических контейнеров. Это связано с тем, что требуется определённое время на накопление мелкопартионной продукции на вагонную отправку в местах заготовки, хранение груза на распределительных холодильниках, что невыгодно грузовладельцам.
В-третьих, должен быть обеспечен предельный срок нахождения скоропортящихся грузов в НХЦ. Каждый груз, по определению технологов, имеет свой предельный срок хранения в строго регламентированных условиях, в течение которого он не теряет своих потребительских свойств и может быть реализован в хорошем состоянии. Свыше предельного срока груз не может находиться в НХЦ.
Библиографический список
- ↑ Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом [Текст] : в 2 кн. Кн. 1. Сборник–книга 1. – М. : Юридическая фирма «Юртранс», 2003. – С. 246–312, 349–357.