Перевозки скоропортящихся грузов в смешанном и международном сообщениях

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 +
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/index.php/International_and_multimodal_transportation_of_perishable_goods International and multimodal transportation of perishable goods]'''
 +
==Краткая характеристика водного, автомобильного и других видов транспорта==
==Краткая характеристика водного, автомобильного и других видов транспорта==
Строка 39: Строка 41:
[[Category:Непрерывная холодильная цепь]]
[[Category:Непрерывная холодильная цепь]]
 +
[[Category:Международная логистика]]

Текущая версия на 20:06, 23 августа 2011

English: International and multimodal transportation of perishable goods

Краткая характеристика водного, автомобильного и других видов транспорта

Элементами НХЦ являются водные (морские, речные), автомобильные, воздушные, трубопроводные транспортные средства.

На морской транспорт приходится значительная доля перевозок скоропортящихся грузов. Рефрижераторные суда используются в составе транспортного морского флота и флота рыбной промышленности.

Транспортные рефрижераторные суда подразделяются на универсальные и специализированные. В универсальных судах можно перевозить все скоропортящиеся грузы как в охлаждённом, так и в замороженном состоянии. Диапазон температур в трюмах таких судов от минус 30 до 15°С. Специализированные рефрижераторные суда предназначены для перевозок отдельных видов грузов с заданными температурными режимами, например суда-банановозы. Специализированные суда подразделяются на высокотемпературные для перевозок фруктов, овощей, яиц, охлаждённой малосолёной рыбы и низкотемпературные для перевозки замороженных или замораживаемых в пути следования продуктов. Кроме полностью рефрижераторных судов, для транспортировки скоропортящихся грузов используют многоцелевые суда, в которых имеются рефрижераторные трюмы вместимостью до 40 % общей вместимости судна. Обычно они специализированы для перевозки особо ценных грузов и попутно перевозят скоропортящуюся продукцию. Рефрижераторные суда флота рыбной промышленности выполняют различные функции. В районе лова рыбы могут работать производственные рефрижераторы, плавучие базы и заводы, рыболовные морозильные суда (большие, средние и малые траулеры), где продукты лова перерабатывают, замораживают и подготавливают к перевозке транспортными рефрижераторными судами на перегрузочные холодильники, расположенные в морских портах, или непосредственно для перегрузки на железнодорожный хладотранспорт. Имеются также производственно-транспортные суда, где продукты лова обрабатывают по принятой технологии и замораживают. Затем эти суда доставляют продукцию в морские порты. Для перевозки изотермических контейнеров имеются специальные суда-контейнеровозы с мощными холодильными установками для охлаждения контейнеров в пути следования. Система охлаждения трюмов может быть непосредственной (испарители холодильных машин вынесены непосредственно в трюмы), рассольной (в батареях циркулирует рассол, охлаждённый в холодильной машине) или воздушной (в трюмах циркулирует охлаждённый холодильной машиной воздух). Речные (озёрные) рефрижераторные транспортные суда имеют грузоподъёмность около 2000 т. Длина судов достигает 100 м. Есть суда-овощевозы для транспортировки овощей и бахчевых культур, например, с низовьев Волги в Москву, Санкт-Петербург. Такие суда могут перевозить грузы и в таре, и в ящичных поддонах. Автомобильным хладотранспортом осуществляют перевозки скоропортящихся грузов, практически, на любые расстояния. Средняя дальность перевозок скоропортящихся грузов магистральным автомобильным хладотранспортом составляет 2300 км. Это почти в десять раз больше, чем в доперестроечный период. Эффективность прямых автомобильных перевозок скоропортящихся грузов на дальние расстояния определяется высокой скоростью доставки и отсутствием промежуточных перегрузочных и складских операций. Автомобильный хладотранспорт подразделяют на автофургоны и авторефрижераторы. Автофургоны имеют хорошую теплоизоляцию и работают по принципу «термос». В ряде случаев внутри кузова устанавливают ёмкости с сухим льдом для частичной компенсации теплопоступлений. В зимнее время автофургоны могут обогреваться. Автофургоны могут быть с задней дверью, с задней и боковой. Теплоизоляция кузова обычно изготавливается из пенопласта толщиной от 70 до 100 мм. На полу некоторых машин располагают напольные решётки. Авторефрижераторы подразделяются на охлаждаемые с помощью автономных холодильных установок, сжиженного газа, аккумуляционных устройств или сухого льда. К системам охлаждения рефрижераторного автотранспорта, к изоляции кузова предъявляются требования, аналогичные рефрижераторным вагонам. Авторефрижераторы по виду шасси делят на автомобили-фургоны и автопоезда. В первом случае кабина и кузов находятся на одном шасси, во втором двухосный полуприцеп присоединяется к тягачу или когда автомобилю фургону придают полуприцеп. Холодильные машины обычно устанавливают в передней торцевой части автомобиля над кабиной водителя. Воздушный хладотранспорт применяется для перевозки свежих ягод, овощей, фруктов и цветов и других продуктов с весьма ограниченными предельными сроками перевозки. Грузы охлаждаются холодным наружным воздухом или холодильными машинами. Трубопроводный хладотранспорт используют для доставки молока с молочных ферм на заводы, производящие масло и сыры. Трубы изготавливают из специальных пластмасс. В горных районах молокопроводы работают по принципу самотёка, в равнинных условиях — под давлением сжатого предварительно очищенного воздуха (напорный молокопровод).

Организация и условия перевозок скоропортящихся грузов в смешанном сообщении

В системе НХЦ очень часто для доставки скоропортящихся грузов используют различные виды магистрального транспорта. Такие перевозки называют смешанными (мультимодальными). В этом случае грузовладельцы для каждого вида транспорта в отдельности оформляют необходимые документы с регламентацией сроков перевозки. В отличие от смешанных перевозок прямые смешанные перевозки (интермодальные) оформляются единым перевозочным документом, и грузовладельцы не принимают участия в перегрузочных операциях с одного вида транспорта на другой. К основному комплекту перевозочных документов прилагают удостоверение о качестве или сертификаты качества, где дополнительно указы-вают условия перевозок различными видами транспорта и общий срок транспортировки груза. Скоропортящиеся грузы к смешанным перевозкам целесообразно предъявлять в пакетированном виде, чтобы сократить расходы на перегрузочные операции. Не все скоропортящиеся грузы могут быть предъявлены к прямым смешанным перевозкам из-за несоответствия режимных параметров на разных видах транспорта. Прямые смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов не осуществляют. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении допускают перевозку: консервов всех видов, сыров сычужных, плавленых и рассольных, солёных, сушёных и вяленых рыбопродуктов, вина, шампанское, напитки, минеральную воду, картофель, свёклу и другие клубневые овощи в таре, фрукты и другие грузы со сроком нахождения в пути более 20 суток. Наилучшим вариантом доставки скоропортящихся грузов с участием нескольких видов транспорта является использование изотермических контейнеров.

Организация и условия перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении

Импортные скоропортящиеся грузы поступают в Россию, а экспортные вывозят из России через пограничные железнодорожные станции, морские и речные порты. Для таких перевозок могут быть организованы следующие сообщения:

  • прямое железнодорожное, когда продукты одна сторона доставляет к пограничной станции в вагонах, затем грузы перегружают в вагоны другой стороны или, заменив тележки у вагонов, пропускают далее в тех же вагонах через пограничную станцию;
  • водно-железнодорожное, когда грузы одной стороны поступают в порт морским или речным транспортом и перегружаются в вагоны другой стороны и наоборот;
  • прямое паромно-железнодорожное, когда грузы следуют железнодорожным транспортом, а через пограничные водные преграды вагоны следуют на паромах;
  • автомобильно-железнодорожное, когда одна сторона подвозит грузы к пограничной станции в авторефрижераторах, где осуществляется их перегрузка в вагоны другой стороны или наоборот.

В международном сообщении все скоропортящиеся грузы перевозят на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое подписывается государствами, участвующими в этом соглашении. Сроки доставки и нормы естественной убыли по СМГС строго регламентированы. Перевозчик вне зависимости от того, за чьей пломбой (иностранной или российской) прибыл груз, обязан выдать его получателю с проверкой. Если обнаруживается недостаток массы груза, превышающий нормы естественной убыли, перевозчик составляет коммерческий акт. Тарные грузы в исправной таре и с одинаковой стандартной массой выдаются без перевески. По СМГС можно перевозить практически все скоропортящиеся грузы. Условия перевозок груза и род подвижного состава определяет грузоотправитель, который обязан учитывать Правила перевозок не только в пределах своей страны, но и страны получателя. При перевозках скоропортящихся грузов растительного происхождения важно предупредить проникновение опасных вредителей и болезней. Поэтому особое внимание уделяется фитосанитарному (карантинному) сертификату, который выдаётся страной отправителя. Этот документ удостоверяет отсутствие заболеваний и вредителей у перевозимого груза. Импортное карантинное разрешение выдаёт после проверки состояния груза Государственная карантинная инспекция. Процесс карантинной проверки определяется специальными документами и порядком.

Личные инструменты
Our Partners