Принцип Кайдзен

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Версия от 20:11, 12 декабря 2012; Churakova (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

English: Kaizen DMAIC principle

Содержание

Введение

Кайдзен (kaizen) – это базовый принцип Бережливого производства [1]. Слово кайдзен состоит из двух иероглифов: KAI – «изменение» и ZEN – «мудрость», «к лучшему». В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совер-шенствование»: изменяй к лучшему, изменяйся к лучшему. Кайдзен фокусируется на не-прерывном постоянном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомо-гательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни компании с це-лью увеличения ценности и уменьшения потерь. Критерии совершенствования – качест-во, затраты и поставка (QCD). В процесс совершенствования вовлекаются все — от ме-неджеров высшего звена до рабочих [2].Центральная идея кайдзен заключается в том, что без совершенствования стандар-тизованных действий и процессов в компании не должно проходить ни дня. Кайдзен - это «зонтик», под которым укрылась большая часть уникальных японских практик управле-ния, снискавших мировую известность [3].

История Кайдзен

Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны. В этот период появились основные концепции, такие как: JIT (Just in Time), 5S, кружки качества, ZD (Zero defects), TQC/ SQC (Total quality control/ Statistical Quality Control), TQM (Total quality management), SMED (Single-Minute Exchange of Dies) , TPM (Total productive maintenance), в которые внесли огромный вклад такие известные личности, как У. Эдвард Деминг, Таи-чи Оно, Сигео Синго. В качестве обобщающего подхода г-н Масааки Имаи предложил Кайдзен. Термин «кайдзен» стал широко известен с 1986 года, когда была издана на англий-ском языке первая книга Масааки Имаи «Кайдзен – ключ к успеху Японии в области дос-тижения конкурентоспособности» [4].В 1993 году термин «кайдзен» вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов ра-боты, личной эффективности и так далее, то есть как философию бизнеса.

Ключевые моменты Кайдзен

Различные авторы выделяют разное количество ключевых принципов, на которых основывается кайдзен. Масааки Имаи в книге «Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества»


Кайдзен и менеджмент. IВ контексте кайдзен у менеджмента есть две главных функции: поддержание и совершенствование. Поддержание - это действия, направленные на обеспечение имеющихся технологических, организационных и операционных стандартов, и поддержку таких стандартов за счет обучения и дисциплины (standard operating procedure, SOP). Совершенствование же - это все, что направлено на улучшение существующих стандар-тов. Японское представление о менеджменте, таким образом, сводится к одному предпи-санию: поддерживайте и улучшайте стандарты.

Процесс, а не результат. Кайдзен ставит во главу угла мышление, ориентированное на процесс, поскольку для того, чтобы улучшить результаты, надо улучшать процессы. Сбой в достижении запланированных результатов указывает на сбой в процессе. Менеджмент должен идентифицировать и исправлять такие процессные ошибки.

Следуй циклам PDCA/SDCA. Первое, что нужно сделать в процессе кайдзен, это ввести цикл «планируй-делай-проверяй-воздействуй» (PDCA) в качестве механизма, который обеспечивает непрерывность кайдзен в достижении политики поддержания и совершенствования стандартов. Перед тем как начать применение PDCA, каждый текущий процесс надо стабилизировать с помощью цикла «стандартизуй-делай-проверяй-воздействуй» (SDCA).

Качество - прежде всего. Среди первоочередных целей (качество, затраты, поставка) качеству всегда следует при-давать высший приоритет.

Говори, используя данные. Кайдзен - процесс решения проблем. Чтобы они были правильно поняты и решены, их надо выявить, а затем собрать и проанализировать соответствующие данные.

Следующий процесс - это потребитель. Любая работа представляет собой цепочку процессов, и каждый из них имеет как своего поставщика, так и потребителя. Аксиома, согласно которой последующий процесс - потребитель, действует на уровне потребителей двух типов: внутренних (в пределах компании) и внешних (на рынке).

Для достижения целей кайдзен в компании рекомендуется применять следующие системы:

  • Всеобщий контроль качества /всеобщий менеджмент на основе качества (TQC/TQM).
  • Систему производства «точно вовремя» (Just in Time, JIT).
  • Всеобщий уход за оборудованием (TPM).
  • Развертывание политики/Хосин канри (Policy deployment/Hosing kanri). Менеджмент должен установить четкие цели для каждого и встать во главе всех действий по совер-шенствованию, направленных на их достижение.
  • Систему подачи предложений. Поощрение сотрудников к подаче большого числа предложений по совершенствованию, вне зависимости от их значимости.
  • Работу малых групп. Работа людей в небольших неформальных, добровольных объе-динениях внутри компании, которые формируются для выполнения конкретных задач в цехе. Самый распространенный вид таких групп – кружки качества, предназначенные для решения не только проблем качества, но и таких вопросов, как затраты, безопас-ность и производительность.

Список литературы

  1. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании - М.,: Альпина Бизнес Букс, 2005
  2. Масааки Имаи. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. Gemba Kaizen: A Commonsense, Low-Cost Approach to Management. Издательство Альпина Паблишер, 2012; Кайдзен для рабочих./ Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований. 2008
  3. Масааки Имаи. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ. — 5-е изд. — М: Альпина Паблишерз, 2011
  4. Masaaki Imai. Kaizen: The Key to the success of Japanese companies. McGraw-Hill, ISBN-10: 007554332X

Полезные ссылки

Six Sigma quality tools
Kaizen group
Lean Enterprise Institute
Личные инструменты
Our Partners