Проектирование современных грузовых терминалов
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
Содержание |
Исходные данные для проектирования современных грузовых терминалов
Основными исходными данными, задаваемыми для проектирования грузового терминала, являются
- род и характеристика перерабатываемого на терминале грузов;
- виды транспорта прибытия и отправления грузов;
- годовой грузопоток прибытия грузов т/год;
- характеристика транспортных средств (тип вагонов, автомобилей, масса груза в транспортных средствах);
- число дней прибытия и отправления грузов в году;
- характеристика неравномерности прибытия и отправления грузов (например, коэффициенты суточной неравномерности прибытия и отправления);
- срок хранения грузов на терминале.[1]
Дополнительно могут быть заданы варианты грузового терминала, по которому следует вести проектирование. Число дней прибытия и отправления грузов со склада в году зависит от величины годового грузопотока, типа и назначения склада. Прибытие и отправление грузов железнодорожным транспортом может колебаться в широких пределах - от 150...200 до 365 дней в году. Прибытие и отправление грузов автомобильным и конвейерным транспортом зависят от типа и характера производства, связанного с проектируемым складом и технологическим процессом. Грузовой терминал должен работать в таком же режиме, как и взаимодействующие с ним цеха основного производства или транспорт. При 5-дневной рабочей неделе число дней работы склада по приему и выдаче грузов на автотранспорт составляет от 150...200 до 255 дней в году. При приеме и выдаче грузов на конвейерный транспорт число дней работы склада в году может принимать значения в пределах 300...365.
Коэффициенты неравномерности прибытия и отправления груза характеризуют возможные отклонения соответствующих грузопотоков в большую сторону от среднесуточных величин ввиду объективной неравномерности работы транспорта, доставляющего и отправляющего грузы.
Неравномерность грузопотоков зависит от их величины, вида транспорта и характера производства, которое связано с зарождением или затуханием этих грузопотоков. Наибольшую ритмичность и равномерность имеют грузопотоки, прибывающие и отправляемые конвейерным транспортом, так как они связаны обычно с непрерывным ритмичным производством, или в кольцевых маршрутных поездах - «вертушках», которые приходят по расписанию. Наименьшую ритмичность, большую неравномерность имеют небольшие грузопотоки до 100 тыс. тонн в год, прибывающие и отправляемые на железнодорожном транспорте малыми группами вагонов в сборных поездах.[2]
Расчет и анализ грузопотоков склада
Проектирование склада сыпучих грузов начинается с расчетов внешних и внутрискладских грузопотоков. Внешние грузопотоки - это грузопотоки прибытия на склад и отправления грузов со склада на внешний (по отношению к складу) транспорт. Внутрискладские грузопотоки — это перемещения грузов между различными технологическими участками внутри склада: с разгрузочного участка в зону хранения, из зоны хранения на участок погрузки и т.д.
Далее по всем внутрискладским грузопотокам определяют часовую интенсивность, т.е. потребную часовую производительность машин и механизмов, осуществляющих перемещения грузов на этих грузопотоках.
Срок хранения грузов на складе зависит от типа и назначения складов. На складах железнодорожных станций и складах готовой продукции предприятий срок хранения грузов может быть в пределах 5...20 сут. На складах сырья и материалов промышленных предприятий срок хранения грузов может достигать 30...40 сут. и более.
Основные параметры погрузочно-разгрузочного участка
К основным параметрам участка разгрузки железнодорожного транспорта относятся (на примере сыпучих грузов):
- длина железнодорожного разгрузочного пути, м;
- объем приемного подземного бункера, м3;
- длина, высота и ширина приемного подземного бункера, м;
- объем траншеи или штабеля у повышенного пути, служащего первичным отвалом, м3;
- длина, высота и ширина первичного отвала для груза, разгружаемого из вагонов, м;
- число вагонов в подаче (группе) вагонов, подаваемых на разгружаемый путь;
- число одновременно разгружаемых вагонов;
- число подач вагонов в сутки со станции примыкания к разгрузочному участку склада;
- время разгрузки подачи вагонов.[3]
Проектирование и определение параметров зоны хранения грузов
К основным параметрам зон хранения грузов, которые должны быть определены при проектировании, относятся:
- [вместимость склада] зоны хранения, (т.е. количество сыпучих грузов, единовременно расположенных в складе), т;
- объем сыпучих грузов в штабелях основной зоны хранения, куб.м;
- длина, м
- ширина, м
- высота основного штабеля, м.
При проектировании склада сыпучих грузов в рабочем проекте составляют смету затрат.
Библиографический список
- ↑ О.Б. Маликов. Склады и грузовые терминалы. Справочник. Бизнес-Пресса. 2005
- ↑ Н.П. Журавлев, О.Б. Маликов. Транспортно - грузовые системы. Маршрут. 2007
- ↑ Коровяковский Е.К., Панова Ю.Н. Прогнозирование потребной пропускной способности тыловых контейнерных терминалов. Интегрированная логистика. 2011. № 5. С. 11-12.