Референтная модель операций в цепях поставок

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/supply_chain_operations_reference_model Supply Chain Operations Reference Model]''' Управление цепями пост...»)
м
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/supply_chain_operations_reference_model Supply Chain Operations Reference Model]'''
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/supply_chain_operations_reference_model Supply Chain Operations Reference Model]'''
-
Управление цепями поставок<ref>В российских научных и профессионально-ориентированных журналах принято переводить термин supply chain management либо как «управление цепями поставок» (напр., [Иванов Д. А. (2010) Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та.]), либо как «управление цепочками поставок» (напр., [Третьяк О. А. (2008) Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях. Российский журнал менеджмента 6 (4): 141-148.]). Авторы энциклопедии управления цепями поставок придерживаются первого подхода.</ref> (англ. supply chain management, SCM) – успешная практика бизнеса, эффективная стратегия и популярная концепция. Согласно многочисленным исследованиям, она становится все более важной для растущего числа компаний по всему миру. Концепция управления цепями поставок является «смешением различных дисциплин».<ref> Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)</ref> Она объединяет в себе задачи логистики (минимизация затрат в логистической цепи) и операционного менеджмента (эффективное управление запасами и производством), маркетинга (ориентация на создание ценности для клиента) и маркетинга взаимоотношений (взаимодействие с партнерами в цепи поставок), а также иных дисциплин. В связи с этим очевидно, что объяснить то, каким образом следует управлять системой взаимоотношений и добиваться общего снижения затрат в цепи поставок при заданном уровне качества обслуживания конечных потребителей, можно только на основе междисциплинарного подхода.
+
Одной из самых известных и наиболее детализированных моделей, включающей индикаторы эффективности в области управления цепями поставок является Референтная модель операций в цепях поставок (Supply Chain Operations reference SCOR), которая была создана в 1995 году и с тех пор постоянно совершенствуется. Модель SCOR предоставляет стандартный подход для анализа, проектирования и внедрения изменений для повышения производительности на протяжении пяти интегрированных процессов цепочки поставок: планирование, поставки, производство, доставка и возврат - охватывает весь спектр от первоначального поставщика до конечного клиенту и каждой точке между ними. Модель SCOR совмещает операционную стратегию компании, материалы, потоки и информацию.<ref>David Blanchard, Supply Chain Management, Best Practices, New Jersey, John Wiley & Sons, 2007, 44</ref>
-
Практика (а вслед за ней и теория) управления цепями поставок появилась в ответ на новые экономические вызовы конца 1970-х – начала 1980-х гг., когда макроэкономические характеристики стагнирующей после энергетического кризиса мировой экономики потребовали значительных усилий по выработке новых управленческих решений и концепций.<ref>Черенков В. И. (2004) Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. Менеджмент 2: 3-32</ref> В то время одним из условий выживания компаний было снижения  логистических затрат; при этом достаточно быстро стало понятно, что причиной существенно возросших логистических затрат является не столько подорожавшая транспортная составляющая, сколько высокие затраты на создание и поддержание страховых запасов, списание устаревших запасов или, наоборот, недополученная прибыль вследствие отсутствия необходимого уровня запасов для удовлетворения возросшего спроса. Перечисленные проблемы — признаки эффекта кнута ([[эффект кнута]],[[bullwhip effect]]) в цепи поставок, суть которого заключается в том, что партнеры не обладают достоверной информации о реальном спросе и вынуждены создавать страховой запас материалов и (или) готовой продукции. Парадигма ключевых компетенций, доминировавшая в стратегическом управлении в 1990-х года<ref> Prahalad C.K. and Hamel, G (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review, 68 (3): 79-91.</ref> только усугубила проблему эффекта кнута, т.к. сосредоточение компании на ключевых компетенциях означает выведение за ее пределы непрофильных бизнес-процессов. В результате этого в большинстве случае происходило увеличение числа звеньев в цепи поставок при одновременном снижении контроля за деятельностью поставщиков. Естественным и логичным решением было организовать простую координацию потока материалов и готовой продукции путем обмена достоверной информацией между партнерами в рамках доверительных взаимоотношений.<ref>Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75.</ref> Данное решение и получило название управления цепями поставок и позже развивалось в направлении создания более сложных систем координации и интеграции ключевых бизнес-процессов.<ref>Croom S. R., Romano P. and Giannakis M. (2000) Supply chain management: an analytical framework for critical literature review. European Journal of Purchasing and Supply Management 7: 29–37</ref> В итоге, современная цепь поставок отличается от вертикально-интегрированной корпорации начала XX века тем, что состоит из обособленных, формально независимых (в действительности же тесно взаимосвязанных в рамках бизнес-процесса, и потому взаимозависимых), сконцентрированных на своих ключевых компетенциях, организаций, преследующих цель минимизации общих затрат в цепи поставок и максимизации ценности конечного клиента, предоставляемой конечному потребителю.
+
Как поясняют Peter Bolstorff и Robert Rosenbaum в книге по использованию модели SCOR, пять процессов измеряют следующую деятельность <ref>Peter Bolstorff and Joseph Rosenbaum, Supply Chain Excellence: A  Handbook for Dramatic Improvement Using the SCOR Model, New York: Amacom, 2003, 2-3</ref>:
-
В литературе встречают разнообразные, иногда частично противоречащие друг другу определения.<ref> Burgess K., Singh P. and Koroglu, R. (2006) Supply Chain Management: A Structured Literature Review and Implications for Future Research. International Journal of Operations and Production Management, 26, (7), 703-729.</ref> Определение, даваемое в научных статьях, в значительной степени зависит от того, с какой позиции — логистики, операционного менеджмента, маркетинга или иной дисциплины — пишет автор.  Так, специалисты в области логистики и операционного менеджмента делают акцент на оптимизацию бизнес-процессов.<ref>Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.</ref> специалисты по маркетингу — на уровне сервиса и ценности для клиента.<ref> Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392</ref><ref>Кирюков С. И., Кротов К. В. (2007) Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 97–111.</ref>
 
-
Предпринятые на сегодняшний день попытки прийти к единому определению пока не увенчались успехом. Так, Сток и Бойер в своей работе попыталиcm синтезировать определения, опираясь на анализ 173 имеющихся определений: «управление сетью взаимоотношений в рамках одной компании и между взаимозависимыми организациями и бизнес-единицами, состоящих из поставщиков материалов, закупок, производственных мощностей, логистики, маркетинга и связанных систем, которые облегчают прямой и обратный поток материалов, услуг, финансов и информации от производителя до конечного потребителя с преимуществами добавленной ценности, повышая рентабельность за счет повышения эффективности и достижения удовлетворенности клиентов» [Stock, Boyer 2009, p.706]. Однако, «синтетическое» определение имеет свои недостатки: оно не достаточно сфокусировано и является чрезвычайно громоздким.  
+
* '''Планирование''': Оценка поставку ресурсов; совокупного спроса и определить приоритет требований; плане инвентаря для распространения, производства и потребностей в материалах и план грубой огранки мощности для всех продуктов и всех каналов.
 +
* '''Поставка''': добывать, получать, проверять, держать, проблемы, и разрешить оплату за сырье и купил готовую продукцию.
 +
* '''Производство''': запрашивать и получать материал, изготовление и испытания продукции; пакет, держать, и / или выпуска продукта.
 +
* '''Доставка''': Выполнение процессов управления заказами; генерировать котировок; настроить продукт, создать и поддерживать базу данных клиентов, поддерживать продукт / цена баз данных; управление дебиторской задолженностью, кредитами, коллекции и выставление счетов; выполнения складских процессов, в том числе выбрать, упаковать, и настроить, создать по заказу клиента упаковка / маркировка, консолидация заказов; отгрузку продукции; управление процессами перевозок и импорт / экспорт, а также проверить производительность.
 +
* '''Возврат''': дефектными, гарантии и возврата избыточной обработке, в том числе разрешения, планирования, контроля, передачи, гарантии администрации, получение и проверка дефектных продуктов, расположение и замены.
-
Некоторые другие определения:
+
SCOR модель используется как язык для обмена информацией между цепочками поставок партнерам. Он разлагается процессов в компании процесс элементы, то к задачам, а затем деятельности. SCOR модель включает в себя три уровня подробности <ref>Faisal M.N., Banwet D.K., Shankar R. Management of Risk in Supply Chains: SCOR approach and Analytic Network Process. 2007. An international journal, Vol. 8, #2.</ref>:
-
* '''Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals, CSCMP):''' Управление цепями поставок включает в себя планирование и управление всех действий, включая поиск поставщиков (сорсинг) и закупки, а также все логистические операции. Управление цепями поставок также включает в себя координацию и взаимодействие с партнерами в канале поставок, которыми могут выступать поставщики, посредники, 3PL-провайдеры, а также покупателей. Управление цепями поставок интегрирует управление запасами и управление спросом в компаниях.<ref>Council of Supply Chain Management Professionals (CSCMP) - www.cscmp.org</ref>
+
* Верхнего уровня (для определения объема поставки цепь операций);
-
*'''Mentzer и др. (2001):''' Систематическая, стратегическая координация традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом.<ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25. </ref>
+
* Уровень конфигурации (на основе конкретной конфигурации, операций цепи поставок);
-
*'''Larson и Rogers (1998):''' Управление цепями поставок является координацией действий в между вертикально-интегрированными компаниями для целей более качественного обслуживания конечных клиентов.<ref>Larson P. and Rogers D. (1998) Supply chain management: definition growth and approaches, Journal of Marketing Theory and Practice, Vol. 6 No. 3, pp. 1-5</ref>
+
* Процесс уровне элемента (компании "тонкой настройки" своей деятельности стратегию)
-
*''' Oliver и Webber (1982):''' Управление цепью поставок охватывает поток продукции от поставщика, сквозь производителя и каналы распределения к конечному покупателю.<ref> Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75</ref>
+
-
*''' Иванов (2006):''' Управление цепью поставок развивается на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и потребителей по всей логистической цепи.<ref>Иванов Д. А. (2006) Логистика. Стратегическая кооперация. – М. : Вершина : Логистика & система. – 174 с.</ref>
+
-
 
+
-
==Модели управления цепями поставок==
+
-
Модели управления цепями поставок служат отправными точками как для практиков бизнеса, так и для исследователей. Ниже приведены две основные модели: модель SCOR и модель Ментцера, наиболее широко освещенные в литературе.
+
-
 
+
-
==Модель SCOR==
+
-
Модель SCOR была разработана советом по управлению цепями поставок (Supply Chain Council, SCC) и компанией AMR Research в 1996 г. и на данный момент является одной из самых популярных. Модель предлагает уникальный подход, которые соединяет бизнес-процессы, метрики, лучшие практики и технологии в единой структуре для поддержания коммуникаций между партнерами в цепи поставок для улучшения показателей эффективности и смежные мероприятия.<ref>(Supply Chain Council, 2009)</ref> Модель SCOR служит для идентификации, оценки, реорганизации и улучшения процессов цепи поставок через циклические процессы, которые включают в себя:
+
-
*Конфигурация цепи поставок
+
-
*Оценка производительности цепи поставок и сопоставления с внутренними и внешними отраслевыми показателями
+
-
*Выравнивание процессов в цепи поставок и лучших практик для достижения меняющихся целей.
+
-
Модель SCOR состоит из пяти процессов: планирование, поиск поставщиков, производство, доставка и возврат. Каждый процесс реализуется на четырех уровнях. Первый уровень определяет содержание модели как таковой. На втором уровне, компании реализуют свои операционные стратегии в зависимости от конфигурации цепей поставок. Третий уровень определяет ввод, вывод и потоки каждого транзакционного элемента<ref> Lockamy III, A. and McCormack, K. (2004). Linking SCOR planning practices to supply chain performance, an exploratory study. International Journal of Operations & Business Management, 24, (12), 1192-1218.</ref> Поиск поставщиков, производственный процесс и процесс доставки создают последовательную цепь мероприятий.
+
-
 
+
-
==Модель Ментцера==
+
-
Ментцер во главе рабочей группы разработал определение управления цепями поставок как «систематическую, стратегическую координацию традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом». В соответствии с этим определением, управление цепями поставок включает множество компаний (членов цепи поставок) и множество мероприятий. Из определения логично выливается модель (см. рис.). Цепь поставок выглядит как труба, которая включает потоки (услуги, продукты, информация, материалы, финансы и т.д.), меж-функциональную координации бизнес-функций (маркетинг, продажи, исследования и разработки, прогнозирование, производство, логистика и т.д.), которые основываются на доверии, совместном риске и взаимозависимости. Модель Ментцера предполагает, что в конце концов должно получиться два основных результата: более качественное удовлетворение покупательского спроса с меньшими затратами за счет более качественной организации потоков.
+
-
+
-
==Проблемы области исследований==
+
-
Второй, не менее важной с нашей точки зрения проблемой современной концепции управления цепями поставок, является качество исследований. В работе<ref>Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)</ref> отмечено шесть недостатков современных исследований, наиболее существенными из которых, на наш взгляд являются одноуровневый характер исследований, малый размер выборок и ограниченный методологический анализ. Остальные проблемы являются производными от перечисленных выше. Первопричиной низкого качества исследования также является междисциплинарная природа и всеобъемлющий характер управления цепями поставок. Действительно, исследование цепи поставок, состоящей из «трех и более организаций»<ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25</ref> дорого как с точки зрения затрат времени, так и с точки зрения финансирования исследования. Вследствие этого, подавляющее количество исследований представляет собой одноуровневые исследования, либо в лучшем случае исследование дуальных взаимоотношений. Исследование дуальных взаимоотношений, тем более одноуровневые исследования, не могут в полной мере считаться исследованиями цепей поставок. Это, скорее, исследование отдельных фрагментов цепи поставок, при этом выводы экстраполируются на всю цепь поставок, что, на наш взгляд не всегда бесспорно.
+
-
Исследования в области управления цепями поставок зачастую представляют собой кейсы, описывающие опыт отдельной компании, либо компаний в отдельной отрасли, как правило, автомобильной.<ref>Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.</ref> В лучшем случае кейсы имеют лонгтитьюдный характер как, например, исследование взаимодействия Норвежских железных дорог и поставщика продуктов питания, однако это является редкостью. Обширная выборка является еще большей редкостью. В связи с этим, выводы исследователей часто основываются на ненадежных данных, в лучшем случае выводы не имеют доказательной базы, в худшем – они не верны. Пренебрежение большой выборкой, валидизирующей результаты, характерно даже для ключевых статей. Так, статья (Юттнер и др., 2008)<ref> Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392</ref> базируется на мнении менеджеров 8 независимых компаний. В статье<ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25. </ref> вообще не упоминается об эмпирическом исследовании.
+
==Ссылки==
==Ссылки==

Текущая версия на 14:33, 20 сентября 2012

English: Supply Chain Operations Reference Model

Одной из самых известных и наиболее детализированных моделей, включающей индикаторы эффективности в области управления цепями поставок является Референтная модель операций в цепях поставок (Supply Chain Operations reference – SCOR), которая была создана в 1995 году и с тех пор постоянно совершенствуется. Модель SCOR предоставляет стандартный подход для анализа, проектирования и внедрения изменений для повышения производительности на протяжении пяти интегрированных процессов цепочки поставок: планирование, поставки, производство, доставка и возврат - охватывает весь спектр от первоначального поставщика до конечного клиенту и каждой точке между ними. Модель SCOR совмещает операционную стратегию компании, материалы, потоки и информацию.[1]

Как поясняют Peter Bolstorff и Robert Rosenbaum в книге по использованию модели SCOR, пять процессов измеряют следующую деятельность [2]:


  • Планирование: Оценка поставку ресурсов; совокупного спроса и определить приоритет требований; плане инвентаря для распространения, производства и потребностей в материалах и план грубой огранки мощности для всех продуктов и всех каналов.
  • Поставка: добывать, получать, проверять, держать, проблемы, и разрешить оплату за сырье и купил готовую продукцию.
  • Производство: запрашивать и получать материал, изготовление и испытания продукции; пакет, держать, и / или выпуска продукта.
  • Доставка: Выполнение процессов управления заказами; генерировать котировок; настроить продукт, создать и поддерживать базу данных клиентов, поддерживать продукт / цена баз данных; управление дебиторской задолженностью, кредитами, коллекции и выставление счетов; выполнения складских процессов, в том числе выбрать, упаковать, и настроить, создать по заказу клиента упаковка / маркировка, консолидация заказов; отгрузку продукции; управление процессами перевозок и импорт / экспорт, а также проверить производительность.
  • Возврат: дефектными, гарантии и возврата избыточной обработке, в том числе разрешения, планирования, контроля, передачи, гарантии администрации, получение и проверка дефектных продуктов, расположение и замены.

SCOR модель используется как язык для обмена информацией между цепочками поставок партнерам. Он разлагается процессов в компании процесс элементы, то к задачам, а затем деятельности. SCOR модель включает в себя три уровня подробности [3]:

  • Верхнего уровня (для определения объема поставки цепь операций);
  • Уровень конфигурации (на основе конкретной конфигурации, операций цепи поставок);
  • Процесс уровне элемента (компании "тонкой настройки" своей деятельности стратегию)

Ссылки

  1. David Blanchard, Supply Chain Management, Best Practices, New Jersey, John Wiley & Sons, 2007, 44
  2. Peter Bolstorff and Joseph Rosenbaum, Supply Chain Excellence: A Handbook for Dramatic Improvement Using the SCOR Model, New York: Amacom, 2003, 2-3
  3. Faisal M.N., Banwet D.K., Shankar R. Management of Risk in Supply Chains: SCOR approach and Analytic Network Process. 2007. An international journal, Vol. 8, #2.
Личные инструменты
Our Partners