Транспортная сеть
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Transport network
Транспортная сеть (ТС) - это один из элементов транспортной системы:
- пути сообщения:
- железные дороги
- автомобильные дороги,
- трубопроводы,
- водные и воздушные пути
- «точечные» структуры:
- пассажирскими, грузовыми и другими станциями,
- автовокзалами,
- морскими и речными портами,
- аэропортами
- другими объектами.[1]
Транспортная сеть представляет собой совокупность транспортных путей (линий, дорог) определённой территории, соединяющих между собой транспортные узлы и населённые пункты.
Транспортная сеть характеризуется
- густотой,
- длиной,
- пропускной способностью (см. пропускная способность (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время).
В нее входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей.
Степень развития транспортной сети определяется наличием транспортных узлов (см. транспортный узел — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами). Пути сообщения различаются по своим функциям, величине пропускной способности и интенсивности перемещающихся транспортных потоков. Пути сообщения классифицируются в зависимости от объема выполняемой работы и подразделяются на:
- местные – второстепенные,
- фидерные – подводящие
- транспортные магистрали, которые являются основными для транспортной сети и обслуживаемой ею территории.
Транспортная сеть – часть транспортно-географической системы, в которую входят также сеть узлов, пунктов и центров зарождения грузопотоков и пассажиропотоков. В транспортной сети существенное значение имеют транспортно-географические отношения: транспортное освоение территории, тяготение к промышленным объектам и населенным пунктам, транспортная доступность.
Географическими характеристиками транспортной сети являются её конфигурация: геометрические очертания на карте, топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разрежённости по территории), протяжённость, пропускная способность узлов и участков.
Конфигурация и топология сети предопределяются географическим положением её элементов, особенностями исторического развития самой сети и территории страны, которую она обслуживает, размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, сетью природных барьеров и рек, особенностями экономики территории.[3]
Различие в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуется показателем густота сети ds ( km2), измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lek площади территории S:
При необходимости учета транспортной обеспеченности населения может быть использована следующая формула:
, чел/1000 км2
где H – численность населения, чел.
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети de с учетом площади и численности населения:
В последствии Ю.И. Успенский предложил также учесть структуру, объемы и условия размещения производства:
где S0 – площадь обжитой территории, km2;
Q – объем предъявляемых к перевозке грузов, тыс. т.
Библиографический список
- ↑ Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
- ↑ Единая транспортная система: Учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
- ↑ Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта. Повороженко В.В. и др. –М.: Транспорт, 1972. – 304 с.