Транспортный узел
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
Ekorsky (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обесп...») |
Ekorsky (обсуждение | вклад) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов. Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления. | + | '''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/Transport_node Transport node]''' |
+ | |||
+ | ==Определение транспортного узла== | ||
+ | Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов. | ||
+ | |||
+ | Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления.<ref>Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.</ref> | ||
+ | |||
Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия. | Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия. | ||
- | Транспортный узел характеризуется следующими особенностями: организацией бесперебойной работы всех видов транспорта, которая заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; сложностью реализуемых в узле процессов (взаимодействие различных видов транспорта, сортировка, погрузка и выгрузка грузов, обслуживание пассажиров); возможностью деления узла на большое число взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов, функционирование которых подчинено общей цели (например, взаимосвязи: транспортный узел – система расселения, транспортный узел – окружающая среда); иерархической структурой связей отдельных подсистем узла и критериев качества функционирования; | + | |
+ | ==Особенности транспортных узлов== | ||
+ | Транспортный узел характеризуется следующими особенностями: | ||
+ | * организацией бесперебойной работы всех видов транспорта, которая заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; | ||
+ | * сложностью реализуемых в узле процессов (взаимодействие различных видов транспорта, сортировка, погрузка и выгрузка грузов, обслуживание пассажиров); | ||
+ | * возможностью деления узла на большое число взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов, функционирование которых подчинено общей цели (например, взаимосвязи: транспортный узел – система расселения, транспортный узел – окружающая среда); | ||
+ | * иерархической структурой связей отдельных подсистем узла и критериев качества функционирования; | ||
+ | * наличием системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических устройств, пропускной способности и осуществление перевозок с минимальными затратами; | ||
+ | * устойчивостью к воздействию колебаний транспортных потоков и других параметров.<ref>Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт/ Главный редактор Н.С. Конарев. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 1039 с.</ref> | ||
+ | |||
Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства промышленного транспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта. | Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства промышленного транспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта. | ||
+ | |||
Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой. | Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой. | ||
+ | |||
Система транспортного узла состоит из подсистем и элементов. Подсистема транспортного узла – часть системы, представляющая собой совокупность элементов и отличающаяся подчиненностью единой цели функционирования всего узла (например, подсистема железнодорожного транспорта). | Система транспортного узла состоит из подсистем и элементов. Подсистема транспортного узла – часть системы, представляющая собой совокупность элементов и отличающаяся подчиненностью единой цели функционирования всего узла (например, подсистема железнодорожного транспорта). | ||
- | Параметры транспортного узла | + | |
- | - число взаимодействующих видов транспорта в узле; | + | ==Параметры транспортного узла== |
- | + | Параметрами транспортного узла являются следующие <ref>Н.В. Правдин, В.Я. Негрей Взаимодействие различных видов транспорта в узлах:[Учеб. пособие по спец. «Управление процессами перевозок на ж.-д. трансп.», «Экономика и орг. ж.-д. трансп.»]/ Под общ. ред. Н.В. Правдина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1983. – 247 с.</ref> | |
- | + | * число взаимодействующих видов транспорта в узле; | |
- | Параметры элементов узла являются: перерабатывающая и пропускная способность | + | * количество однотипных линий (последовательность технологических операций), реализуемых отдельными подсистемами: |
- | К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся: их абсолютная величина; временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность | + | ** по обслуживанию транзитных пассажирских и грузовых потоков; |
- | В транспортном узле обеспечивается: потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом; рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта; оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров; обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами; кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации; организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта. | + | ** по обслуживанию пассажиров, пересаживающихся в пределах одного вида транспорта; |
+ | ** по доставке грузов от складов (цехов) производителей непосредственно к складам (цехам) потребителей; | ||
+ | ** по ремонту, отстою и контролю технического состояния подвижного состава; | ||
+ | * число осуществляемых различными транспортными подсистемами узла однотипных технологических линий: | ||
+ | ** по обслуживанию пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой; | ||
+ | ** по доставке грузов с перевалкой между разными видами транспорта, взаимодействующими в узле. | ||
+ | |||
+ | Параметры элементов узла являются: | ||
+ | * перерабатывающая и пропускная способность | ||
+ | * мощность его путевого развития. | ||
+ | |||
+ | К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся: | ||
+ | * их абсолютная величина; | ||
+ | * временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность | ||
+ | * интенсивность потоков; | ||
+ | * функция распределения интервалов между моментами поступления двух транспортных единиц; | ||
+ | * система приоритетов поступления и отправления транспортных средств; | ||
+ | * регулярность транспортного потока и т.п. | ||
+ | |||
+ | В транспортном узле обеспечивается: | ||
+ | * потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом; | ||
+ | * рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта; | ||
+ | * оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров; | ||
+ | * обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами; | ||
+ | * кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации; | ||
+ | * организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта. | ||
+ | |||
Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов. | Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов. | ||
+ | |||
Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет. | Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет. | ||
+ | |||
Транспортные узлы можно разделить на две группы: | Транспортные узлы можно разделить на две группы: | ||
- | + | # сформировавшиеся узлы, способные удовлетворять потребности производства и населения при ограниченных капитальных вложениях и ограниченных строительных программах; | |
- | + | # узлы, находящиеся в стадии формирования. | |
+ | |||
Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. | Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. | ||
+ | |||
Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков). | Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков). | ||
+ | |||
+ | ==Библиографический список== | ||
+ | <references /> | ||
+ | |||
+ | [[Category:Грузовые перевозки]] |
Текущая версия на 17:31, 14 декабря 2012
English: Transport node
Содержание |
Определение транспортного узла
Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов.
Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления.[1]
Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия.
Особенности транспортных узлов
Транспортный узел характеризуется следующими особенностями:
- организацией бесперебойной работы всех видов транспорта, которая заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
- сложностью реализуемых в узле процессов (взаимодействие различных видов транспорта, сортировка, погрузка и выгрузка грузов, обслуживание пассажиров);
- возможностью деления узла на большое число взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов, функционирование которых подчинено общей цели (например, взаимосвязи: транспортный узел – система расселения, транспортный узел – окружающая среда);
- иерархической структурой связей отдельных подсистем узла и критериев качества функционирования;
- наличием системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических устройств, пропускной способности и осуществление перевозок с минимальными затратами;
- устойчивостью к воздействию колебаний транспортных потоков и других параметров.[2]
Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства промышленного транспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта.
Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой.
Система транспортного узла состоит из подсистем и элементов. Подсистема транспортного узла – часть системы, представляющая собой совокупность элементов и отличающаяся подчиненностью единой цели функционирования всего узла (например, подсистема железнодорожного транспорта).
Параметры транспортного узла
Параметрами транспортного узла являются следующие [3]
- число взаимодействующих видов транспорта в узле;
- количество однотипных линий (последовательность технологических операций), реализуемых отдельными подсистемами:
- по обслуживанию транзитных пассажирских и грузовых потоков;
- по обслуживанию пассажиров, пересаживающихся в пределах одного вида транспорта;
- по доставке грузов от складов (цехов) производителей непосредственно к складам (цехам) потребителей;
- по ремонту, отстою и контролю технического состояния подвижного состава;
- число осуществляемых различными транспортными подсистемами узла однотипных технологических линий:
- по обслуживанию пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой;
- по доставке грузов с перевалкой между разными видами транспорта, взаимодействующими в узле.
Параметры элементов узла являются:
- перерабатывающая и пропускная способность
- мощность его путевого развития.
К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся:
- их абсолютная величина;
- временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность
- интенсивность потоков;
- функция распределения интервалов между моментами поступления двух транспортных единиц;
- система приоритетов поступления и отправления транспортных средств;
- регулярность транспортного потока и т.п.
В транспортном узле обеспечивается:
- потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом;
- рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта;
- оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров;
- обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами;
- кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации;
- организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта.
Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов.
Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет.
Транспортные узлы можно разделить на две группы:
- сформировавшиеся узлы, способные удовлетворять потребности производства и населения при ограниченных капитальных вложениях и ограниченных строительных программах;
- узлы, находящиеся в стадии формирования.
Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.
Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков).
Библиографический список
- ↑ Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
- ↑ Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт/ Главный редактор Н.С. Конарев. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 1039 с.
- ↑ Н.В. Правдин, В.Я. Негрей Взаимодействие различных видов транспорта в узлах:[Учеб. пособие по спец. «Управление процессами перевозок на ж.-д. трансп.», «Экономика и орг. ж.-д. трансп.»]/ Под общ. ред. Н.В. Правдина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1983. – 247 с.