Транспортный узел

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Transport node

Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов. Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления. Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия. Транспортный узел характеризуется следующими особенностями: организацией бесперебойной работы всех видов транспорта, которая заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; сложностью реализуемых в узле процессов (взаимодействие различных видов транспорта, сортировка, погрузка и выгрузка грузов, обслуживание пассажиров); возможностью деления узла на большое число взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов, функционирование которых подчинено общей цели (например, взаимосвязи: транспортный узел – система расселения, транспортный узел – окружающая среда); иерархической структурой связей отдельных подсистем узла и критериев качества функционирования; наличие системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических устройств, пропускной способности и осуществление перевозок с минимальными затратами; устойчивостью к воздействию колебаний транспортных потоков и других параметров. Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства промышленного транспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта. Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой. Система транспортного узла состоит из подсистем и элементов. Подсистема транспортного узла – часть системы, представляющая собой совокупность элементов и отличающаяся подчиненностью единой цели функционирования всего узла (например, подсистема железнодорожного транспорта). Параметры транспортного узла: - число взаимодействующих видов транспорта в узле; - количество однотипных линий (последовательность технологических операций), реализуемых отдельными подсистемами: по обслуживанию транзитных пассажирских и грузовых потоков; по обслуживанию пассажиров, пересаживающихся в пределах одного вида транспорта; по доставке грузов от складов (цехов) производителей непосредственно к складам (цехам) потребителей; по ремонту, отстою и контролю технического состояния подвижного состава; - число осуществляемых различными транспортными подсистемами узла однотипных технологических линий: по обслуживанию пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой; по доставке грузов с перевалкой между разными видами транспорта, взаимодействующими в узле. Параметры элементов узла являются: перерабатывающая и пропускная способность и мощность его путевого развития. К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся: их абсолютная величина; временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность и интенсивность потоков; функция распределения интервалов между моментами поступления двух транспортных единиц; система приоритетов поступления и отправления транспортных средств; регулярность транспортного потока и т.п. В транспортном узле обеспечивается: потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом; рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта; оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров; обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами; кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации; организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта. Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов. Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет. Транспортные узлы можно разделить на две группы: 1) сформировавшиеся узлы, способные удовлетворять потребности производства и населения при ограниченных капитальных вложениях и ограниченных строительных программах; 2) узлы, находящиеся в стадии формирования. Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков).

Библиографический список

Личные инструменты
Our Partners