Транспортный узел

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Transport node

Содержание

Определение транспортного узла

Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов.

Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления.[1]

Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия.

Особенности транспортных узлов

Транспортный узел характеризуется следующими особенностями: организацией бесперебойной работы всех видов транспорта, которая заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; сложностью реализуемых в узле процессов (взаимодействие различных видов транспорта, сортировка, погрузка и выгрузка грузов, обслуживание пассажиров); возможностью деления узла на большое число взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов, функционирование которых подчинено общей цели (например, взаимосвязи: транспортный узел – система расселения, транспортный узел – окружающая среда); иерархической структурой связей отдельных подсистем узла и критериев качества функционирования; наличие системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических устройств, пропускной способности и осуществление перевозок с минимальными затратами; устойчивостью к воздействию колебаний транспортных потоков и других параметров.[2]

Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства промышленного транспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта.

Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой.

Система транспортного узла состоит из подсистем и элементов. Подсистема транспортного узла – часть системы, представляющая собой совокупность элементов и отличающаяся подчиненностью единой цели функционирования всего узла (например, подсистема железнодорожного транспорта).

Параметры транспортного узла

Параметрами транспортного узла являются следующие [3]

  • число взаимодействующих видов транспорта в узле;
  • количество однотипных линий (последовательность технологических операций), реализуемых отдельными подсистемами:
    • по обслуживанию транзитных пассажирских и грузовых потоков;
    • по обслуживанию пассажиров, пересаживающихся в пределах одного вида транспорта;
    • по доставке грузов от складов (цехов) производителей непосредственно к складам (цехам) потребителей;
    • по ремонту, отстою и контролю технического состояния подвижного состава;
  • число осуществляемых различными транспортными подсистемами узла однотипных технологических линий:
    • по обслуживанию пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой;
    • по доставке грузов с перевалкой между разными видами транспорта, взаимодействующими в узле.

Параметры элементов узла являются:

  • перерабатывающая и пропускная способность
  • мощность его путевого развития.

К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся:

  • их абсолютная величина;
  • временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность
  • интенсивность потоков;
  • функция распределения интервалов между моментами поступления двух транспортных единиц;
  • система приоритетов поступления и отправления транспортных средств;
  • регулярность транспортного потока и т.п.

В транспортном узле обеспечивается:

  • потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом;
  • рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта;
  • оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров;
  • обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами;
  • кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации;
  • организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта.

Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов.

Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет.

Транспортные узлы можно разделить на две группы:

  1. сформировавшиеся узлы, способные удовлетворять потребности производства и населения при ограниченных капитальных вложениях и ограниченных строительных программах;
  2. узлы, находящиеся в стадии формирования.

Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.

Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков).

Библиографический список

  1. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
  2. Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт/ Главный редактор Н.С. Конарев. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 1039 с.
  3. Н.В. Правдин, В.Я. Негрей Взаимодействие различных видов транспорта в узлах:[Учеб. пособие по спец. «Управление процессами перевозок на ж.-д. трансп.», «Экономика и орг. ж.-д. трансп.»]/ Под общ. ред. Н.В. Правдина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1983. – 247 с.
Личные инструменты
Our Partners