Управление цепями поставок

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения потока до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов.  
+
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/supply_chain_management Supply Chain Management]'''
-
Сущностью понятия "управления цепями поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
+
 
 +
Управление цепями поставок <ref>В российских научных и профессионально-ориентированных журналах принято переводить термин supply chain management либо как «управление цепями поставок» (напр., [Иванов Д. А. (2010) Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та.]), либо как «управление цепочками поставок» (напр., [Третьяк О. А. (2008) Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях. Российский журнал менеджмента 6 (4): 141-148.]). Авторы энциклопедии управления цепями поставок придерживаются первого подхода.</ref> (англ. – supply chain management, SCM) – успешная практика бизнеса, эффективная стратегия и популярная концепция. Согласно многочисленным исследованиям, она становится все более важной для растущего числа компаний по всему миру. Концепция управления цепями поставок является «смешением различных дисциплин»<ref> Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)</ref>. Она объединяет в себе задачи логистики (минимизация затрат в логистической цепи) и операционного менеджмента (эффективное управление запасами и производством), маркетинга (ориентация на создание ценности для клиента) и маркетинга взаимоотношений (взаимодействие с партнерами в цепи поставок), а также иных дисциплин. В связи с этим очевидно, что объяснить то, каким образом следует управлять системой взаимоотношений и добиваться общего снижения затрат в цепи поставок при заданном уровне качества обслуживания конечных потребителей, можно только на основе междисциплинарного подхода.
 +
 
 +
Практика (а вслед за ней и теория) управления цепями поставок появилась в ответ на новые экономические вызовы конца 1970-х – начала 1980-х гг., когда макроэкономические характеристики стагнирующей после энергетического кризиса мировой экономики потребовали значительных усилий по выработке новых управленческих решений и концепций<ref>Черенков В. И. (2004) Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. Менеджмент 2: 3-32</ref>. В то время одним из условий выживания компаний было снижения  логистических затрат; при этом достаточно быстро стало понятно, что причиной существенно возросших логистических затрат является не столько подорожавшая транспортная составляющая, сколько высокие затраты на создание и поддержание страховых запасов, списание устаревших запасов или, наоборот, недополученная прибыль вследствие отсутствия необходимого уровня запасов для удовлетворения возросшего спроса. Перечисленные проблемы — признаки эффекта кнута ([[эффект кнута]],[[bullwhip effect]]) в цепи поставок, суть которого заключается в том, что партнеры не обладают достоверной информации о реальном спросе и вынуждены создавать страховой запас материалов и (или) готовой продукции. Парадигма ключевых компетенций, доминировавшая в стратегическом управлении в 1990-х года<ref> Prahalad C.K. and Hamel, G (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review, 68 (3): 79-91.</ref> только усугубила проблему эффекта кнута, т.к. сосредоточение компании на ключевых компетенциях означает выведение за ее пределы непрофильных бизнес-процессов. В результате этого в большинстве случае происходило увеличение числа звеньев в цепи поставок при одновременном снижении контроля за деятельностью поставщиков. Естественным и логичным решением было организовать простую координацию потока материалов и готовой продукции путем обмена достоверной информацией между партнерами в рамках доверительных взаимоотношений <ref>Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75.</ref>. Данное решение и получило название управления цепями поставок и позже развивалось в направлении создания более сложных систем координации и интеграции ключевых бизнес-процессов<ref>Croom S. R., Romano P. and Giannakis M. (2000) Supply chain management: an analytical framework for critical literature review. European Journal of Purchasing and Supply Management 7: 29–37</ref>. В итоге, современная цепь поставок отличается от вертикально-интегрированной корпорации начала XX века тем, что состоит из обособленных, формально независимых (в действительности же тесно взаимосвязанных в рамках бизнес-процесса, и потому взаимозависимых), сконцентрированных на своих ключевых компетенциях, организаций, преследующих цель минимизации общих затрат в цепи поставок и максимизации ценности конечного клиента, предоставляемой конечному потребителю.
 +
 
 +
В литературе встречают разнообразные, иногда частично противоречащие друг другу определения<ref> Burgess K., Singh P. and Koroglu, R. (2006) Supply Chain Management: A Structured Literature Review and Implications for Future Research. International Journal of Operations and Production Management, 26, (7), 703-729.</ref>. Определение, даваемое в научных статьях, в значительной степени зависит от того, с какой позиции — логистики, операционного менеджмента, маркетинга или иной дисциплины — пишет автор.  Так, специалисты в области логистики и операционного менеджмента делают акцент на оптимизацию бизнес-процессов<ref>Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.</ref>, специалисты по маркетингу — на уровне сервиса и ценности для клиента<ref> Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392</ref>,<ref>Кирюков С. И., Кротов К. В. (2007) Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 97–111.</ref>.
 +
 
 +
Предпринятые на сегодняшний день попытки прийти к единому определению пока не увенчались успехом. Так, Сток и Бойер в своей работе попыталиcm синтезировать определения, опираясь на анализ 173 имеющихся определений: «управление сетью взаимоотношений в рамках одной компании и между взаимозависимыми организациями и бизнес-единицами, состоящих из поставщиков материалов, закупок, производственных мощностей, логистики, маркетинга и связанных систем, которые облегчают прямой и обратный поток материалов, услуг, финансов и информации от производителя до конечного потребителя с преимуществами добавленной ценности, повышая рентабельность за счет повышения эффективности и достижения удовлетворенности клиентов» [Stock, Boyer 2009, p.706]. Однако, «синтетическое» определение имеет свои недостатки: оно не достаточно сфокусировано и является чрезвычайно громоздким.
 +
 
 +
Некоторые другие определения:
 +
* '''Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals, CSCMP):''' Управление цепями поставок включает в себя планирование и управление всех действий, включая поиск поставщиков (сорсинг) и закупки, а также все логистические операции. Управление цепями поставок также включает в себя координацию и взаимодействие с партнерами в канале поставок, которыми могут выступать поставщики, посредники, 3PL-провайдеры, а также покупателей. Управление цепями поставок интегрирует управление запасами и управление спросом в компаниях<ref>Council of Supply Chain Management Professionals (CSCMP) - www.cscmp.org</ref>.
 +
*'''Mentzer и др. (2001):''' Систематическая, стратегическая координация традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом<ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25. </ref>.
 +
*'''Larson и Rogers (1998):''' Управление цепями поставок является координацией действий в между вертикально-интегрированными компаниями для целей более качественного обслуживания конечных  клиентов<ref>Larson P. and Rogers D. (1998) Supply chain management: definition growth and approaches, Journal of Marketing Theory and Practice, Vol. 6 No. 3, pp. 1-5</ref>.
 +
*''' Oliver и Webber (1982):''' Управление цепью поставок охватывает поток продукции от поставщика, сквозь производителя и каналы распределения к конечному покупателю<ref> Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75</ref>.
 +
*''' Иванов (2006):''' Управление цепью поставок развивается на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и потребителей по всей логистической цепи<ref>Иванов Д. А. (2006) Логистика. Стратегическая кооперация. – М. : Вершина : Логистика & система. – 174 с.</ref>.
 +
 
 +
==Модели управления цепями поставок==
 +
Модели управления цепями поставок служат отправными точками как для практиков бизнеса, так и для исследователей. Ниже приведены две основные модели: модель SCOR и модель Ментцера, наиболее широко освещенные в литературе.
 +
 
 +
====Модель SCOR====
 +
[[Файл:scm_scor_ru.png|thumb|Модель SCOR.]]
 +
 
 +
Модель SCOR была разработана советом по управлению цепями поставок (Supply Chain Council, SCC) и компанией AMR Research в 1996 г. и на данный момент является одной из самых популярных. Модель предлагает уникальный подход, которые соединяет бизнес-процессы, метрики, лучшие практики и технологии в единой структуре для поддержания коммуникаций между партнерами в цепи поставок для улучшения показателей эффективности и смежные мероприятия<ref>(Supply Chain Council, 2009)</ref>. Модель SCOR служит для идентификации, оценки, реорганизации и улучшения процессов цепи поставок через циклические процессы, которые включают в себя:
 +
*Конфигурация цепи поставок
 +
*Оценка производительности цепи поставок и сопоставления с внутренними и внешними отраслевыми показателями
 +
*Выравнивание процессов в цепи поставок и лучших практик для достижения меняющихся целей.
 +
Модель SCOR состоит из пяти процессов: планирование, поиск поставщиков, производство, доставка и возврат. Каждый процесс реализуется на четырех уровнях. Первый уровень определяет содержание модели как таковой. На втором уровне, компании реализуют свои операционные стратегии в зависимости от конфигурации цепей поставок. Третий уровень определяет ввод, вывод и потоки каждого транзакционного элемента<ref> Lockamy III, A. and McCormack, K. (2004). Linking SCOR planning practices to supply chain performance, an exploratory study. International Journal of Operations & Business Management, 24, (12), 1192-1218.</ref> Поиск поставщиков, производственный процесс и процесс доставки создают последовательную цепь мероприятий.
 +
 
 +
====Модель Ментцера====
 +
[[Файл:scm_menzer_ru.jpg|thumb|Модель Ментцера.]]
 +
 
 +
Ментцер во главе рабочей группы разработал определение управления цепями поставок как «систематическую, стратегическую координацию традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом». В соответствии с этим определением, управление цепями поставок включает множество компаний (членов цепи поставок) и множество мероприятий. Из определения логично выливается модель (см. рис.). Цепь поставок выглядит как труба, которая включает потоки (услуги, продукты, информация, материалы, финансы и т.д.), меж-функциональную координации бизнес-функций (маркетинг, продажи, исследования и разработки, прогнозирование, производство, логистика и т.д.), которые основываются на доверии, совместном риске и взаимозависимости. Модель Ментцера предполагает, что в конце концов должно получиться два основных результата: более качественное удовлетворение покупательского спроса с меньшими затратами за счет более качественной организации потоков.
 +
==Проблемы области исследований==
 +
Второй, не менее важной с нашей точки зрения проблемой современной концепции управления цепями поставок, является качество исследований. В работе<ref>Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)</ref> отмечено шесть недостатков современных исследований, наиболее существенными из которых, на наш взгляд являются одноуровневый характер исследований, малый размер выборок и ограниченный методологический анализ. Остальные проблемы являются производными от перечисленных выше.
 +
Первопричиной низкого качества исследования также является междисциплинарная природа и всеобъемлющий характер управления цепями поставок. Действительно, исследование цепи поставок, состоящей из «трех и более организаций»<ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25</ref> дорого как с точки зрения затрат времени, так и с точки зрения финансирования исследования. Вследствие этого, подавляющее количество исследований представляет собой одноуровневые исследования, либо в лучшем случае исследование дуальных взаимоотношений. Исследование дуальных взаимоотношений, тем более одноуровневые исследования, не могут в полной мере считаться исследованиями цепей поставок. Это, скорее, исследование отдельных фрагментов цепи поставок, при этом выводы экстраполируются на всю цепь поставок, что, на наш взгляд не всегда бесспорно.
 +
Исследования в области управления цепями поставок зачастую представляют собой кейсы, описывающие опыт отдельной компании, либо компаний в отдельной отрасли, как правило, автомобильной<ref>Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.</ref>. В лучшем случае кейсы имеют лонгтитьюдный характер как, например, исследование взаимодействия Норвежских железных дорог и поставщика продуктов питания, однако это является редкостью. Обширная выборка является еще большей редкостью. В связи с этим, выводы исследователей часто основываются на ненадежных данных, в лучшем случае выводы не имеют доказательной базы, в худшем – они не верны. Пренебрежение большой выборкой, валидизирующей результаты, характерно даже для ключевых статей. Так, статья (Юттнер и др., 2008) <ref> Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392</ref> базируется на мнении менеджеров 8 независимых компаний. В статье <ref>Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25. </ref> вообще не упоминается об эмпирическом исследовании.

Версия 00:31, 21 августа 2011

English: Supply Chain Management


Управление цепями поставок [1] (англ. – supply chain management, SCM) – успешная практика бизнеса, эффективная стратегия и популярная концепция. Согласно многочисленным исследованиям, она становится все более важной для растущего числа компаний по всему миру. Концепция управления цепями поставок является «смешением различных дисциплин»[2]. Она объединяет в себе задачи логистики (минимизация затрат в логистической цепи) и операционного менеджмента (эффективное управление запасами и производством), маркетинга (ориентация на создание ценности для клиента) и маркетинга взаимоотношений (взаимодействие с партнерами в цепи поставок), а также иных дисциплин. В связи с этим очевидно, что объяснить то, каким образом следует управлять системой взаимоотношений и добиваться общего снижения затрат в цепи поставок при заданном уровне качества обслуживания конечных потребителей, можно только на основе междисциплинарного подхода.

Практика (а вслед за ней и теория) управления цепями поставок появилась в ответ на новые экономические вызовы конца 1970-х – начала 1980-х гг., когда макроэкономические характеристики стагнирующей после энергетического кризиса мировой экономики потребовали значительных усилий по выработке новых управленческих решений и концепций[3]. В то время одним из условий выживания компаний было снижения логистических затрат; при этом достаточно быстро стало понятно, что причиной существенно возросших логистических затрат является не столько подорожавшая транспортная составляющая, сколько высокие затраты на создание и поддержание страховых запасов, списание устаревших запасов или, наоборот, недополученная прибыль вследствие отсутствия необходимого уровня запасов для удовлетворения возросшего спроса. Перечисленные проблемы — признаки эффекта кнута (эффект кнута,bullwhip effect) в цепи поставок, суть которого заключается в том, что партнеры не обладают достоверной информации о реальном спросе и вынуждены создавать страховой запас материалов и (или) готовой продукции. Парадигма ключевых компетенций, доминировавшая в стратегическом управлении в 1990-х года[4] только усугубила проблему эффекта кнута, т.к. сосредоточение компании на ключевых компетенциях означает выведение за ее пределы непрофильных бизнес-процессов. В результате этого в большинстве случае происходило увеличение числа звеньев в цепи поставок при одновременном снижении контроля за деятельностью поставщиков. Естественным и логичным решением было организовать простую координацию потока материалов и готовой продукции путем обмена достоверной информацией между партнерами в рамках доверительных взаимоотношений [5]. Данное решение и получило название управления цепями поставок и позже развивалось в направлении создания более сложных систем координации и интеграции ключевых бизнес-процессов[6]. В итоге, современная цепь поставок отличается от вертикально-интегрированной корпорации начала XX века тем, что состоит из обособленных, формально независимых (в действительности же тесно взаимосвязанных в рамках бизнес-процесса, и потому взаимозависимых), сконцентрированных на своих ключевых компетенциях, организаций, преследующих цель минимизации общих затрат в цепи поставок и максимизации ценности конечного клиента, предоставляемой конечному потребителю.

В литературе встречают разнообразные, иногда частично противоречащие друг другу определения[7]. Определение, даваемое в научных статьях, в значительной степени зависит от того, с какой позиции — логистики, операционного менеджмента, маркетинга или иной дисциплины — пишет автор. Так, специалисты в области логистики и операционного менеджмента делают акцент на оптимизацию бизнес-процессов[8], специалисты по маркетингу — на уровне сервиса и ценности для клиента[9],[10].

Предпринятые на сегодняшний день попытки прийти к единому определению пока не увенчались успехом. Так, Сток и Бойер в своей работе попыталиcm синтезировать определения, опираясь на анализ 173 имеющихся определений: «управление сетью взаимоотношений в рамках одной компании и между взаимозависимыми организациями и бизнес-единицами, состоящих из поставщиков материалов, закупок, производственных мощностей, логистики, маркетинга и связанных систем, которые облегчают прямой и обратный поток материалов, услуг, финансов и информации от производителя до конечного потребителя с преимуществами добавленной ценности, повышая рентабельность за счет повышения эффективности и достижения удовлетворенности клиентов» [Stock, Boyer 2009, p.706]. Однако, «синтетическое» определение имеет свои недостатки: оно не достаточно сфокусировано и является чрезвычайно громоздким.

Некоторые другие определения:

  • Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals, CSCMP): Управление цепями поставок включает в себя планирование и управление всех действий, включая поиск поставщиков (сорсинг) и закупки, а также все логистические операции. Управление цепями поставок также включает в себя координацию и взаимодействие с партнерами в канале поставок, которыми могут выступать поставщики, посредники, 3PL-провайдеры, а также покупателей. Управление цепями поставок интегрирует управление запасами и управление спросом в компаниях[11].
  • Mentzer и др. (2001): Систематическая, стратегическая координация традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом[12].
  • Larson и Rogers (1998): Управление цепями поставок является координацией действий в между вертикально-интегрированными компаниями для целей более качественного обслуживания конечных клиентов[13].
  • Oliver и Webber (1982): Управление цепью поставок охватывает поток продукции от поставщика, сквозь производителя и каналы распределения к конечному покупателю[14].
  • Иванов (2006): Управление цепью поставок развивается на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и потребителей по всей логистической цепи[15].

Содержание

Модели управления цепями поставок

Модели управления цепями поставок служат отправными точками как для практиков бизнеса, так и для исследователей. Ниже приведены две основные модели: модель SCOR и модель Ментцера, наиболее широко освещенные в литературе.

Модель SCOR

Файл:Scm scor ru.png
Модель SCOR.

Модель SCOR была разработана советом по управлению цепями поставок (Supply Chain Council, SCC) и компанией AMR Research в 1996 г. и на данный момент является одной из самых популярных. Модель предлагает уникальный подход, которые соединяет бизнес-процессы, метрики, лучшие практики и технологии в единой структуре для поддержания коммуникаций между партнерами в цепи поставок для улучшения показателей эффективности и смежные мероприятия[16]. Модель SCOR служит для идентификации, оценки, реорганизации и улучшения процессов цепи поставок через циклические процессы, которые включают в себя:

  • Конфигурация цепи поставок
  • Оценка производительности цепи поставок и сопоставления с внутренними и внешними отраслевыми показателями
  • Выравнивание процессов в цепи поставок и лучших практик для достижения меняющихся целей.

Модель SCOR состоит из пяти процессов: планирование, поиск поставщиков, производство, доставка и возврат. Каждый процесс реализуется на четырех уровнях. Первый уровень определяет содержание модели как таковой. На втором уровне, компании реализуют свои операционные стратегии в зависимости от конфигурации цепей поставок. Третий уровень определяет ввод, вывод и потоки каждого транзакционного элемента[17] Поиск поставщиков, производственный процесс и процесс доставки создают последовательную цепь мероприятий.

Модель Ментцера

Файл:Scm menzer ru.jpg
Модель Ментцера.

Ментцер во главе рабочей группы разработал определение управления цепями поставок как «систематическую, стратегическую координацию традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом». В соответствии с этим определением, управление цепями поставок включает множество компаний (членов цепи поставок) и множество мероприятий. Из определения логично выливается модель (см. рис.). Цепь поставок выглядит как труба, которая включает потоки (услуги, продукты, информация, материалы, финансы и т.д.), меж-функциональную координации бизнес-функций (маркетинг, продажи, исследования и разработки, прогнозирование, производство, логистика и т.д.), которые основываются на доверии, совместном риске и взаимозависимости. Модель Ментцера предполагает, что в конце концов должно получиться два основных результата: более качественное удовлетворение покупательского спроса с меньшими затратами за счет более качественной организации потоков.

Проблемы области исследований

Второй, не менее важной с нашей точки зрения проблемой современной концепции управления цепями поставок, является качество исследований. В работе[18] отмечено шесть недостатков современных исследований, наиболее существенными из которых, на наш взгляд являются одноуровневый характер исследований, малый размер выборок и ограниченный методологический анализ. Остальные проблемы являются производными от перечисленных выше. Первопричиной низкого качества исследования также является междисциплинарная природа и всеобъемлющий характер управления цепями поставок. Действительно, исследование цепи поставок, состоящей из «трех и более организаций»[19] дорого как с точки зрения затрат времени, так и с точки зрения финансирования исследования. Вследствие этого, подавляющее количество исследований представляет собой одноуровневые исследования, либо в лучшем случае исследование дуальных взаимоотношений. Исследование дуальных взаимоотношений, тем более одноуровневые исследования, не могут в полной мере считаться исследованиями цепей поставок. Это, скорее, исследование отдельных фрагментов цепи поставок, при этом выводы экстраполируются на всю цепь поставок, что, на наш взгляд не всегда бесспорно. Исследования в области управления цепями поставок зачастую представляют собой кейсы, описывающие опыт отдельной компании, либо компаний в отдельной отрасли, как правило, автомобильной[20]. В лучшем случае кейсы имеют лонгтитьюдный характер как, например, исследование взаимодействия Норвежских железных дорог и поставщика продуктов питания, однако это является редкостью. Обширная выборка является еще большей редкостью. В связи с этим, выводы исследователей часто основываются на ненадежных данных, в лучшем случае выводы не имеют доказательной базы, в худшем – они не верны. Пренебрежение большой выборкой, валидизирующей результаты, характерно даже для ключевых статей. Так, статья (Юттнер и др., 2008) [21] базируется на мнении менеджеров 8 независимых компаний. В статье [22] вообще не упоминается об эмпирическом исследовании.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>
Личные инструменты
Our Partners