Управление цепями поставок

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Supply Chain Management


Управление цепями поставок [1] (англ. – supply chain management, SCM) – успешная практика бизнеса, эффективная стратегия и популярная концепция. Согласно многочисленным исследованиям, она становится все более важной для растущего числа компаний по всему миру. Концепция управления цепями поставок является «смешением различных дисциплин»[2]. Она объединяет в себе задачи логистики (минимизация затрат в логистической цепи) и операционного менеджмента (эффективное управление запасами и производством), маркетинга (ориентация на создание ценности для клиента) и маркетинга взаимоотношений (взаимодействие с партнерами в цепи поставок), а также иных дисциплин. В связи с этим очевидно, что объяснить то, каким образом следует управлять системой взаимоотношений и добиваться общего снижения затрат в цепи поставок при заданном уровне качества обслуживания конечных потребителей, можно только на основе междисциплинарного подхода.

Практика (а вслед за ней и теория) управления цепями поставок появилась в ответ на новые экономические вызовы конца 1970-х – начала 1980-х гг., когда макроэкономические характеристики стагнирующей после энергетического кризиса мировой экономики потребовали значительных усилий по выработке новых управленческих решений и концепций[3]. В то время одним из условий выживания компаний было снижения логистических затрат; при этом достаточно быстро стало понятно, что причиной существенно возросших логистических затрат является не столько подорожавшая транспортная составляющая, сколько высокие затраты на создание и поддержание страховых запасов, списание устаревших запасов или, наоборот, недополученная прибыль вследствие отсутствия необходимого уровня запасов для удовлетворения возросшего спроса. Перечисленные проблемы — признаки эффекта кнута (эффект кнута,bullwhip effect) в цепи поставок, суть которого заключается в том, что партнеры не обладают достоверной информации о реальном спросе и вынуждены создавать страховой запас материалов и (или) готовой продукции. Парадигма ключевых компетенций, доминировавшая в стратегическом управлении в 1990-х года[4] только усугубила проблему эффекта кнута, т.к. сосредоточение компании на ключевых компетенциях означает выведение за ее пределы непрофильных бизнес-процессов. В результате этого в большинстве случае происходило увеличение числа звеньев в цепи поставок при одновременном снижении контроля за деятельностью поставщиков. Естественным и логичным решением было организовать простую координацию потока материалов и готовой продукции путем обмена достоверной информацией между партнерами в рамках доверительных взаимоотношений [5]. Данное решение и получило название управления цепями поставок и позже развивалось в направлении создания более сложных систем координации и интеграции ключевых бизнес-процессов[6]. В итоге, современная цепь поставок отличается от вертикально-интегрированной корпорации начала XX века тем, что состоит из обособленных, формально независимых (в действительности же тесно взаимосвязанных в рамках бизнес-процесса, и потому взаимозависимых), сконцентрированных на своих ключевых компетенциях, организаций, преследующих цель минимизации общих затрат в цепи поставок и максимизации ценности конечного клиента, предоставляемой конечному потребителю.

В литературе встречают разнообразные, иногда частично противоречащие друг другу определения[7]. Определение, даваемое в научных статьях, в значительной степени зависит от того, с какой позиции — логистики, операционного менеджмента, маркетинга или иной дисциплины — пишет автор. Так, специалисты в области логистики и операционного менеджмента делают акцент на оптимизацию бизнес-процессов[8], специалисты по маркетингу — на уровне сервиса и ценности для клиента[9],[10].

Предпринятые на сегодняшний день попытки прийти к единому определению пока не увенчались успехом. Так, Сток и Бойер в своей работе попыталиcm синтезировать определения, опираясь на анализ 173 имеющихся определений: «управление сетью взаимоотношений в рамках одной компании и между взаимозависимыми организациями и бизнес-единицами, состоящих из поставщиков материалов, закупок, производственных мощностей, логистики, маркетинга и связанных систем, которые облегчают прямой и обратный поток материалов, услуг, финансов и информации от производителя до конечного потребителя с преимуществами добавленной ценности, повышая рентабельность за счет повышения эффективности и достижения удовлетворенности клиентов» [Stock, Boyer 2009, p.706]. Однако, «синтетическое» определение имеет свои недостатки: оно не достаточно сфокусировано и является чрезвычайно громоздким.

Некоторые другие определения:

  • Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals, CSCMP): Управление цепями поставок включает в себя планирование и управление всех действий, включая поиск поставщиков (сорсинг) и закупки, а также все логистические операции. Управление цепями поставок также включает в себя координацию и взаимодействие с партнерами в канале поставок, которыми могут выступать поставщики, посредники, 3PL-провайдеры, а также покупателей. Управление цепями поставок интегрирует управление запасами и управление спросом в компаниях[11].
  • Mentzer и др. (2001): Систематическая, стратегическая координация традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом[12].
  • Larson и Rogers (1998): Управление цепями поставок является координацией действий в между вертикально-интегрированными компаниями для целей более качественного обслуживания конечных клиентов[13].
  • Oliver и Webber (1982): Управление цепью поставок охватывает поток продукции от поставщика, сквозь производителя и каналы распределения к конечному покупателю[14].
  • Иванов (2006): Управление цепью поставок развивается на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и потребителей по всей логистической цепи[15].

Содержание

Модели управления цепями поставок

Модели управления цепями поставок служат отправными точками как для практиков бизнеса, так и для исследователей. Ниже приведены две основные модели: модель SCOR и модель Ментцера, наиболее широко освещенные в литературе.

Модель SCOR

Файл:Scm scor ru.png
Модель SCOR.

Модель SCOR была разработана советом по управлению цепями поставок (Supply Chain Council, SCC) и компанией AMR Research в 1996 г. и на данный момент является одной из самых популярных. Модель предлагает уникальный подход, которые соединяет бизнес-процессы, метрики, лучшие практики и технологии в единой структуре для поддержания коммуникаций между партнерами в цепи поставок для улучшения показателей эффективности и смежные мероприятия[16]. Модель SCOR служит для идентификации, оценки, реорганизации и улучшения процессов цепи поставок через циклические процессы, которые включают в себя:

  • Конфигурация цепи поставок
  • Оценка производительности цепи поставок и сопоставления с внутренними и внешними отраслевыми показателями
  • Выравнивание процессов в цепи поставок и лучших практик для достижения меняющихся целей.

Модель SCOR состоит из пяти процессов: планирование, поиск поставщиков, производство, доставка и возврат. Каждый процесс реализуется на четырех уровнях. Первый уровень определяет содержание модели как таковой. На втором уровне, компании реализуют свои операционные стратегии в зависимости от конфигурации цепей поставок. Третий уровень определяет ввод, вывод и потоки каждого транзакционного элемента[17] Поиск поставщиков, производственный процесс и процесс доставки создают последовательную цепь мероприятий.

Модель Ментцера

Файл:Scm menzer ru.jpg
Модель Ментцера.

Ментцер во главе рабочей группы разработал определение управления цепями поставок как «систематическую, стратегическую координацию традиционных бизнес-функций внутри определенной компании и за ее пределами в цепи поставок для улучшения долгосрочных показателей как каждой отдельной компании, так и цепи поставок в целом». В соответствии с этим определением, управление цепями поставок включает множество компаний (членов цепи поставок) и множество мероприятий. Из определения логично выливается модель (см. рис.). Цепь поставок выглядит как труба, которая включает потоки (услуги, продукты, информация, материалы, финансы и т.д.), меж-функциональную координации бизнес-функций (маркетинг, продажи, исследования и разработки, прогнозирование, производство, логистика и т.д.), которые основываются на доверии, совместном риске и взаимозависимости. Модель Ментцера предполагает, что в конце концов должно получиться два основных результата: более качественное удовлетворение покупательского спроса с меньшими затратами за счет более качественной организации потоков.

Проблемы области исследований

Второй, не менее важной с нашей точки зрения проблемой современной концепции управления цепями поставок, является качество исследований. В работе[18] отмечено шесть недостатков современных исследований, наиболее существенными из которых, на наш взгляд являются одноуровневый характер исследований, малый размер выборок и ограниченный методологический анализ. Остальные проблемы являются производными от перечисленных выше. Первопричиной низкого качества исследования также является междисциплинарная природа и всеобъемлющий характер управления цепями поставок. Действительно, исследование цепи поставок, состоящей из «трех и более организаций»[19] дорого как с точки зрения затрат времени, так и с точки зрения финансирования исследования. Вследствие этого, подавляющее количество исследований представляет собой одноуровневые исследования, либо в лучшем случае исследование дуальных взаимоотношений. Исследование дуальных взаимоотношений, тем более одноуровневые исследования, не могут в полной мере считаться исследованиями цепей поставок. Это, скорее, исследование отдельных фрагментов цепи поставок, при этом выводы экстраполируются на всю цепь поставок, что, на наш взгляд не всегда бесспорно. Исследования в области управления цепями поставок зачастую представляют собой кейсы, описывающие опыт отдельной компании, либо компаний в отдельной отрасли, как правило, автомобильной[20]. В лучшем случае кейсы имеют лонгтитьюдный характер как, например, исследование взаимодействия Норвежских железных дорог и поставщика продуктов питания, однако это является редкостью. Обширная выборка является еще большей редкостью. В связи с этим, выводы исследователей часто основываются на ненадежных данных, в лучшем случае выводы не имеют доказательной базы, в худшем – они не верны. Пренебрежение большой выборкой, валидизирующей результаты, характерно даже для ключевых статей. Так, статья (Юттнер и др., 2008) [21] базируется на мнении менеджеров 8 независимых компаний. В статье [22] вообще не упоминается об эмпирическом исследовании.

Ссылки

  1. В российских научных и профессионально-ориентированных журналах принято переводить термин supply chain management либо как «управление цепями поставок» (напр., [Иванов Д. А. (2010) Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та.]), либо как «управление цепочками поставок» (напр., [Третьяк О. А. (2008) Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях. Российский журнал менеджмента 6 (4): 141-148.]). Авторы энциклопедии управления цепями поставок придерживаются первого подхода.
  2. Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)
  3. Черенков В. И. (2004) Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. Менеджмент 2: 3-32
  4. Prahalad C.K. and Hamel, G (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review, 68 (3): 79-91.
  5. Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75.
  6. Croom S. R., Romano P. and Giannakis M. (2000) Supply chain management: an analytical framework for critical literature review. European Journal of Purchasing and Supply Management 7: 29–37
  7. Burgess K., Singh P. and Koroglu, R. (2006) Supply Chain Management: A Structured Literature Review and Implications for Future Research. International Journal of Operations and Production Management, 26, (7), 703-729.
  8. Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.
  9. Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392
  10. Кирюков С. И., Кротов К. В. (2007) Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 97–111.
  11. Council of Supply Chain Management Professionals (CSCMP) - www.cscmp.org
  12. Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25.
  13. Larson P. and Rogers D. (1998) Supply chain management: definition growth and approaches, Journal of Marketing Theory and Practice, Vol. 6 No. 3, pp. 1-5
  14. Oliver K. and Webber M. (1982) Supply chain management: Logistics catches up with strategy. In: Christopher M. (ed.) Logistics, The Strategic Issues. Champan and Hall: London; 63–75
  15. Иванов Д. А. (2006) Логистика. Стратегическая кооперация. – М. : Вершина : Логистика & система. – 174 с.
  16. (Supply Chain Council, 2009)
  17. Lockamy III, A. and McCormack, K. (2004). Linking SCOR planning practices to supply chain performance, an exploratory study. International Journal of Operations & Business Management, 24, (12), 1192-1218.
  18. Гиюниперо Л. и др., (2011) Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего. Российский журнал менеджмента 9 (2)
  19. Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25
  20. Lamming R., Johnsen T., Zheng J. and Harland C. (2000). An initial classification of supply networks. International Journal of Operations & Production Management, 20, (6), 675-691.
  21. Jüttner U., Christopher M. and Baker S. (2007) Demand chain management — integrating marketing and supply chain management / U. Jüttner, // Industrial Marketing Management. – Vol. 36, № 5. p. 377-392
  22. Mentzer J.T., DeWitt W., Keebler J.S., Min S., Nix N.W., Smith C.D. and Zacharia Z.G. (2001) Defining supply chain management, Journal of Business Logistics, Vol. 22 No. 2, pp. 1-25.
Личные инструменты
Our Partners