Цепь поставок

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/Supply_chain Supply chain]'''
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/Supply_chain Supply chain]'''
 +
 +
[[File:Supply chain_ru.png|thumb|Цепь поставок.]]
 +
 +
Цепь поставок – это некоторое количество независимых компаний, которые вовлечены в поиск материалов, производство и физическое распределение для конечных клиентов. Термин «цепь поставок» возник параллельно с термином «[[управление цепями поставок]]», однако необходимо отметить, что цепи поставок существуют самостоятельно, независимо от того, управляются они или нет. В отличии от определений управления цепями поставок, определения цепей поставок достаточно устоявшееся и однотипные:
 +
*Цепь поставок – это некоторое количество компаний, которые продвигают материалы (готовую продукцию вперед (к конечному покупателю)<ref>La Londe and Masters (1994) Emerging Logistics Strategies: Blueprints for the Next Century, International Journal of Physical Distribution & Logistics Management</ref>.
 +
*Цепь поставок – это скоординированные компании, которые предоставляют продукты или услуги на рынок<ref>Stock J., Lambert D. and Ellram L. (1998) Fundamentals of Logistics Management </ref>
 +
*Цепь поставок состоит из этапов, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс удовлетворения клиента<ref>Chopra S. and Meindl P. (2003) Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operations</ref>.
 +
*Цепь поставок состоит из трех или более организаций (или индивидов) вовлеченных в восходящий и нисходящий потоки продуктов, материалов, и/или информации от источников сырья к клиенту<ref>Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,</ref>.
 +
Важно отметить, что эти определения включают в себя конечного клиента. Некоторые другие авторы определяют цепь поставок как сеть партнеров, что более точно отражает реальность:
 +
*Цепь поставок – это сеть мест производства и распределения, которая включает функции закупки материалов поставщиком и реализация готовой продукции потребителям<ref>Ganeshan R. and Harrison T.P. (1993) An introduction to supply chain management </ref>.
 +
*Цепь поставок – это сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, которые создают ценность в виде продуктов и услуг доставленных до конечного потребителя<ref>Christopher M. (1992) Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Costs and Improve Services. – London: Financial Times; Pitman. – 320 p.</ref>.
 +
Также важно отметить, что одна компания может входить сразу в несколько цепей поставок.
 +
==Типы взаимоотношений в цепи поставок==
 +
Ключевую роль в цепи поставок играют взаимоотношения в цепях поставок между игроками (покупателями и продавцами). Тип цепи поставок зависит от того, каковы взаимоотношения между партнерами. Ниже приведены две классификации взаимоотношений (стратегий взаимоотношений), предложенных Дж. Ментцером и коллегами (2001)<ref>Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,</ref> и Н. Кэмбеллом (2002)<ref>Campbell N. (2002) An international approach to organizational buying behavior. In: Ford D. (ed.). Understanding Business Marketing and Purchasing. 3rd ed. Thomson Learning: London; 389-401</ref>. 
 +
====Типы взаимоотношений по Дж. Ментцеру====
 +
[[File:supply chain types_ru.png|thumb|Types of channel relationships]]
 +
В соответствии со статьей Дж. Менцера и др., существует три уровня сложности в цепи поставок: "прямая цепь поставок", "расширенная цепь поставок" и "конечная цепь поставок" (см. рис.).
 +
*'''Прямая цепь поставок ''' состоит из компании, поставщика и потребителя, вовлеченных в восходящий и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Примером может служить либо очень большая вертикально-интегрированная цепь поставок (например, компания РусАл) или очень маленькая компания, у которой нет ресурсов или потребности отслеживать партнеров второго уровня.
 +
*'''Расширенная цепь поставок''' включает поставщиков непосредственного поставщика и клиента непосредственного клиента по отношению к исследуемой компании, которые вовлечены в восходящие и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Это традиционная цепь поставок.
 +
*'''Конечная цепь поставок''' включает все организации, вовлеченные в  восходящие и нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и информации от начального поставщика к конечному клиенту.
 +
====Типы стратегий взаимоотношений по Н. Кэмпбеллу====
 +
Н. Кэмпбелл описал три типа стратегий взаимоотношений между партнерами в цепи поставок:
 +
*'''Конкурентные''' – независимые отношения, цена устанавливается на основе рыночных сил партнеров (сила в переговорах). Большинство рынков биржевых товаров (с низкой стоимостью переключения на нового поставщика), либо рынков с большим количеством мелких клиентов работают по принципу конкурентных взаимоотношений. Нет смысла выстраивать долгосрочные взаимоотношения, т.к. в любой момент можно найти нового партнера без дополнительных затрат. Соответственно, в таких условиях партнеры будут «конкурировать за прибыль», и цена будет установлена на той отметке, которая соответствует силе каждой из сторон. Управление цепями поставок невозможно в рамках подобных взаимоотношений.
 +
*'''Кооперативные''' – взаимозависимые отношения, в рамках данных взаимоотношений может создаваться новая ценность. Кооперативные взаимоотношения предполагают серьезные специфические инвестиции, например, инвестиции в общую информационную систему; отдача от таких взаимоотношений может быть получена только в долгосрочной перспективе. Кооперативным взаимоотношениям предшествует ряд предпосылок, и они могут по праву считаться отношениями в рамках управляемой цепи поставок.
 +
*'''Командные''' – зависимые отношения, одна сторона доминирует над другой (вследствие рыночного положения, структуры собственности, оппортунистического поведения и т.п.) и может навязывать собственные решения.
 +
[[File:Campbell_ru.png|thumb|Types of relationships strategies]]
 +
Любая из этих стратегий может быть применена одной из сторон: покупателем или продавцом, в зависимости от того, какой силой обладает игрок, каковы его стратегия и планы, каковы альтернативы и т.д. Некоторые из параметров, определяющих силу партнера и его стратегию перечислены ниже:
 +
*Характеристики, относящиеся к продукту:
 +
**Частота закупок продукта
 +
**Стоимость переключения в связи со специфическими инвестициями (физическими или в персонал, например, в переговоры или обучение)
 +
**Сложность продукта (насколько быстро можно найти альтернативу на рынке; чем сложнее найти альтернативу, тем сильнее будет мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
 +
*Характеристики отрасли
 +
**Уровень концентрации в отрасли (чем выше коэффициент концентрации, тем сложнее найти альтернативного поставщика и тем сильнее имеющиеся на рынке поставщики)
 +
**Количество альтернатив при выборе партнера (чем выше количество потенциальных партнеров, тем ниже мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
 +
**Интенсивность конкуренции (чем выше конкуренция среди поставщиков, тем меньше мотивация к кооперации у клиента)
 +
**Традиции и нормы (существуют ли традиции и нормы к долгосрочным взаимоотношениям, например)
 +
*Характеристики компании
 +
**Относительный размер (чем больше компания, тем выше ее сила при переговорах)
 +
**Необходимая инфраструктура (чем более специфичная инфраструктура требуется клиенту, тем значительнее сила поставщика)
 +
**Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
 +
**Централизация закупок (обычно централизация закупок ведет к большим объемам закупок, и, следовательно, больше силе)
 +
*Персональные характеристики (менеджеров, участвующих в обслуживании взаимоотношений)
 +
** Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
 +
**Воспринимаемая важность закупки
 +
**Способность принимать на себя риски
 +
 +
 +
{| border="1"
 +
!colspan="5"|Стратегии взаимоотношений и рекомендации каждой из сторон
 +
|-
 +
|  Стратегия клиента (закупщика) || Стратегия поставщика (продавца) || Наименование комбинации стратегий || Рекомендация клиенту (закупщику) || Рекомендация продавцу
 +
|-
 +
|  Конкурентная|| Конкурентная || «Идеальный рынок» || Работать на рынке с имеющимися условиями; стандартизировать требования (для того, чтобы сделать поиск альтернатив как можно более легким)|| Работать на рынке или уйти с него, стараться предложить как можно более низкие цены (цена – ключевой фактор принятия решения клиентом на данном рынке); стараться дифференцировать свой продукт (уйти в иную стратегию)
 +
|-
 +
|  Конкурентная || Командная || «Рынок продавца» || Принять условия, закупать совместно (с остальными покупателями в форме альянса, например); Обмениваться информацией с другими покупателями (для поиска минимальных возможных цен и максимально удобных условий); жаловаться (третьим сторонам, регулирующим органам); Приглашать конкурентов на рынок (для увеличения конкуренции среди поставщиков) || Принять правила игры или покинуть рынок; Образовать картель; Легитимировать свою деятельность; Стандартизировать продукт (для снижения затрат)
 +
|-
 +
|  Командная || Конкурентная || «Рынок покупателя»  || «Плыть по волнам»; Принять условия || Конкурентное ценообразование; Пытаться предложить минимальную цену или дифференцироваться;
 +
|-
 +
|  Кооперативная || Кооперативная || «Внутренний рынок» || Адаптироваться, кооперироваться, совместно работать || Кастомизировать, специализироваться, дифференцироваться, создавать инновационные продукты
 +
|-
 +
|  Кооперативная || Командная || «Рынок, захваченный поставщиком» || Учиться у поставщика || Учить покупателя
 +
|-
 +
|  Командная || Кооперативная || «Рынок, захваченный клиентом» || Учить поставщика || Учиться у покупателя
 +
|-
 +
|}
 +
 +
==Ссылки==
 +
<references />
 +
KK
 +
[[Category: Стратегия управления цепями поставок]]

Версия 00:56, 22 августа 2011

English: Supply chain

Файл:Supply chain ru.png
Цепь поставок.

Цепь поставок – это некоторое количество независимых компаний, которые вовлечены в поиск материалов, производство и физическое распределение для конечных клиентов. Термин «цепь поставок» возник параллельно с термином «управление цепями поставок», однако необходимо отметить, что цепи поставок существуют самостоятельно, независимо от того, управляются они или нет. В отличии от определений управления цепями поставок, определения цепей поставок достаточно устоявшееся и однотипные:

  • Цепь поставок – это некоторое количество компаний, которые продвигают материалы (готовую продукцию вперед (к конечному покупателю)[1].
  • Цепь поставок – это скоординированные компании, которые предоставляют продукты или услуги на рынок[2]
  • Цепь поставок состоит из этапов, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс удовлетворения клиента[3].
  • Цепь поставок состоит из трех или более организаций (или индивидов) вовлеченных в восходящий и нисходящий потоки продуктов, материалов, и/или информации от источников сырья к клиенту[4].

Важно отметить, что эти определения включают в себя конечного клиента. Некоторые другие авторы определяют цепь поставок как сеть партнеров, что более точно отражает реальность:

  • Цепь поставок – это сеть мест производства и распределения, которая включает функции закупки материалов поставщиком и реализация готовой продукции потребителям[5].
  • Цепь поставок – это сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, которые создают ценность в виде продуктов и услуг доставленных до конечного потребителя[6].

Также важно отметить, что одна компания может входить сразу в несколько цепей поставок.

Содержание

Типы взаимоотношений в цепи поставок

Ключевую роль в цепи поставок играют взаимоотношения в цепях поставок между игроками (покупателями и продавцами). Тип цепи поставок зависит от того, каковы взаимоотношения между партнерами. Ниже приведены две классификации взаимоотношений (стратегий взаимоотношений), предложенных Дж. Ментцером и коллегами (2001)[7] и Н. Кэмбеллом (2002)[8].

Типы взаимоотношений по Дж. Ментцеру

Файл:Supply chain types ru.png
Types of channel relationships

В соответствии со статьей Дж. Менцера и др., существует три уровня сложности в цепи поставок: "прямая цепь поставок", "расширенная цепь поставок" и "конечная цепь поставок" (см. рис.).

  • Прямая цепь поставок состоит из компании, поставщика и потребителя, вовлеченных в восходящий и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Примером может служить либо очень большая вертикально-интегрированная цепь поставок (например, компания РусАл) или очень маленькая компания, у которой нет ресурсов или потребности отслеживать партнеров второго уровня.
  • Расширенная цепь поставок включает поставщиков непосредственного поставщика и клиента непосредственного клиента по отношению к исследуемой компании, которые вовлечены в восходящие и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Это традиционная цепь поставок.
  • Конечная цепь поставок включает все организации, вовлеченные в восходящие и нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и информации от начального поставщика к конечному клиенту.

Типы стратегий взаимоотношений по Н. Кэмпбеллу

Н. Кэмпбелл описал три типа стратегий взаимоотношений между партнерами в цепи поставок:

  • Конкурентные – независимые отношения, цена устанавливается на основе рыночных сил партнеров (сила в переговорах). Большинство рынков биржевых товаров (с низкой стоимостью переключения на нового поставщика), либо рынков с большим количеством мелких клиентов работают по принципу конкурентных взаимоотношений. Нет смысла выстраивать долгосрочные взаимоотношения, т.к. в любой момент можно найти нового партнера без дополнительных затрат. Соответственно, в таких условиях партнеры будут «конкурировать за прибыль», и цена будет установлена на той отметке, которая соответствует силе каждой из сторон. Управление цепями поставок невозможно в рамках подобных взаимоотношений.
  • Кооперативные – взаимозависимые отношения, в рамках данных взаимоотношений может создаваться новая ценность. Кооперативные взаимоотношения предполагают серьезные специфические инвестиции, например, инвестиции в общую информационную систему; отдача от таких взаимоотношений может быть получена только в долгосрочной перспективе. Кооперативным взаимоотношениям предшествует ряд предпосылок, и они могут по праву считаться отношениями в рамках управляемой цепи поставок.
  • Командные – зависимые отношения, одна сторона доминирует над другой (вследствие рыночного положения, структуры собственности, оппортунистического поведения и т.п.) и может навязывать собственные решения.
Файл:Campbell ru.png
Types of relationships strategies

Любая из этих стратегий может быть применена одной из сторон: покупателем или продавцом, в зависимости от того, какой силой обладает игрок, каковы его стратегия и планы, каковы альтернативы и т.д. Некоторые из параметров, определяющих силу партнера и его стратегию перечислены ниже:

  • Характеристики, относящиеся к продукту:
    • Частота закупок продукта
    • Стоимость переключения в связи со специфическими инвестициями (физическими или в персонал, например, в переговоры или обучение)
    • Сложность продукта (насколько быстро можно найти альтернативу на рынке; чем сложнее найти альтернативу, тем сильнее будет мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
  • Характеристики отрасли
    • Уровень концентрации в отрасли (чем выше коэффициент концентрации, тем сложнее найти альтернативного поставщика и тем сильнее имеющиеся на рынке поставщики)
    • Количество альтернатив при выборе партнера (чем выше количество потенциальных партнеров, тем ниже мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
    • Интенсивность конкуренции (чем выше конкуренция среди поставщиков, тем меньше мотивация к кооперации у клиента)
    • Традиции и нормы (существуют ли традиции и нормы к долгосрочным взаимоотношениям, например)
  • Характеристики компании
    • Относительный размер (чем больше компания, тем выше ее сила при переговорах)
    • Необходимая инфраструктура (чем более специфичная инфраструктура требуется клиенту, тем значительнее сила поставщика)
    • Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
    • Централизация закупок (обычно централизация закупок ведет к большим объемам закупок, и, следовательно, больше силе)
  • Персональные характеристики (менеджеров, участвующих в обслуживании взаимоотношений)
    • Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
    • Воспринимаемая важность закупки
    • Способность принимать на себя риски


Стратегии взаимоотношений и рекомендации каждой из сторон
Стратегия клиента (закупщика) Стратегия поставщика (продавца) Наименование комбинации стратегий Рекомендация клиенту (закупщику) Рекомендация продавцу
Конкурентная Конкурентная «Идеальный рынок» Работать на рынке с имеющимися условиями; стандартизировать требования (для того, чтобы сделать поиск альтернатив как можно более легким) Работать на рынке или уйти с него, стараться предложить как можно более низкие цены (цена – ключевой фактор принятия решения клиентом на данном рынке); стараться дифференцировать свой продукт (уйти в иную стратегию)
Конкурентная Командная «Рынок продавца» Принять условия, закупать совместно (с остальными покупателями в форме альянса, например); Обмениваться информацией с другими покупателями (для поиска минимальных возможных цен и максимально удобных условий); жаловаться (третьим сторонам, регулирующим органам); Приглашать конкурентов на рынок (для увеличения конкуренции среди поставщиков) Принять правила игры или покинуть рынок; Образовать картель; Легитимировать свою деятельность; Стандартизировать продукт (для снижения затрат)
Командная Конкурентная «Рынок покупателя» «Плыть по волнам»; Принять условия Конкурентное ценообразование; Пытаться предложить минимальную цену или дифференцироваться;
Кооперативная Кооперативная «Внутренний рынок» Адаптироваться, кооперироваться, совместно работать Кастомизировать, специализироваться, дифференцироваться, создавать инновационные продукты
Кооперативная Командная «Рынок, захваченный поставщиком» Учиться у поставщика Учить покупателя
Командная Кооперативная «Рынок, захваченный клиентом» Учить поставщика Учиться у покупателя

Ссылки

  1. La Londe and Masters (1994) Emerging Logistics Strategies: Blueprints for the Next Century, International Journal of Physical Distribution & Logistics Management
  2. Stock J., Lambert D. and Ellram L. (1998) Fundamentals of Logistics Management
  3. Chopra S. and Meindl P. (2003) Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operations
  4. Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,
  5. Ganeshan R. and Harrison T.P. (1993) An introduction to supply chain management
  6. Christopher M. (1992) Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Costs and Improve Services. – London: Financial Times; Pitman. – 320 p.
  7. Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,
  8. Campbell N. (2002) An international approach to organizational buying behavior. In: Ford D. (ed.). Understanding Business Marketing and Purchasing. 3rd ed. Thomson Learning: London; 389-401

KK

Личные инструменты
Our Partners