Цепь поставок
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
English: Supply chain
Цепь поставок – это некоторое количество независимых компаний, которые вовлечены в поиск материалов, производство и физическое распределение для конечных клиентов. Термин «цепь поставок» возник параллельно с термином «управление цепями поставок», однако необходимо отметить, что цепи поставок существуют самостоятельно, независимо от того, управляются они или нет. В отличии от определений управления цепями поставок, определения цепей поставок достаточно устоявшееся и однотипные:
- Цепь поставок – это некоторое количество компаний, которые продвигают материалы (готовую продукцию вперед (к конечному покупателю)[1].
- Цепь поставок – это скоординированные компании, которые предоставляют продукты или услуги на рынок[2]
- Цепь поставок состоит из этапов, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс удовлетворения клиента[3].
- Цепь поставок состоит из трех или более организаций (или индивидов) вовлеченных в восходящий и нисходящий потоки продуктов, материалов, и/или информации от источников сырья к клиенту[4].
Важно отметить, что эти определения включают в себя конечного клиента. Некоторые другие авторы определяют цепь поставок как сеть партнеров, что более точно отражает реальность:
- Цепь поставок – это сеть мест производства и распределения, которая включает функции закупки материалов поставщиком и реализация готовой продукции потребителям[5].
- Цепь поставок – это сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, которые создают ценность в виде продуктов и услуг доставленных до конечного потребителя[6].
Также важно отметить, что одна компания может входить сразу в несколько цепей поставок.
Содержание |
Типы взаимоотношений в цепи поставок
Ключевую роль в цепи поставок играют взаимоотношения в цепях поставок между игроками (покупателями и продавцами). Тип цепи поставок зависит от того, каковы взаимоотношения между партнерами. Ниже приведены две классификации взаимоотношений (стратегий взаимоотношений), предложенных Дж. Ментцером и коллегами (2001)[7] и Н. Кэмбеллом (2002)[8].
Типы взаимоотношений по Дж. Ментцеру
В соответствии со статьей Дж. Менцера и др., существует три уровня сложности в цепи поставок: "прямая цепь поставок", "расширенная цепь поставок" и "конечная цепь поставок" (см. рис.).
- Прямая цепь поставок состоит из компании, поставщика и потребителя, вовлеченных в восходящий и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Примером может служить либо очень большая вертикально-интегрированная цепь поставок (например, компания РусАл) или очень маленькая компания, у которой нет ресурсов или потребности отслеживать партнеров второго уровня.
- Расширенная цепь поставок включает поставщиков непосредственного поставщика и клиента непосредственного клиента по отношению к исследуемой компании, которые вовлечены в восходящие и/или нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и/или информации. Это традиционная цепь поставок.
- Конечная цепь поставок включает все организации, вовлеченные в восходящие и нисходящие потоки продуктов, услуг, финансов и информации от начального поставщика к конечному клиенту.
Типы стратегий взаимоотношений по Н. Кэмпбеллу
Н. Кэмпбелл описал три типа стратегий взаимоотношений между партнерами в цепи поставок:
- Конкурентные – независимые отношения, цена устанавливается на основе рыночных сил партнеров (сила в переговорах). Большинство рынков биржевых товаров (с низкой стоимостью переключения на нового поставщика), либо рынков с большим количеством мелких клиентов работают по принципу конкурентных взаимоотношений. Нет смысла выстраивать долгосрочные взаимоотношения, т.к. в любой момент можно найти нового партнера без дополнительных затрат. Соответственно, в таких условиях партнеры будут «конкурировать за прибыль», и цена будет установлена на той отметке, которая соответствует силе каждой из сторон. Управление цепями поставок невозможно в рамках подобных взаимоотношений.
- Кооперативные – взаимозависимые отношения, в рамках данных взаимоотношений может создаваться новая ценность. Кооперативные взаимоотношения предполагают серьезные специфические инвестиции, например, инвестиции в общую информационную систему; отдача от таких взаимоотношений может быть получена только в долгосрочной перспективе. Кооперативным взаимоотношениям предшествует ряд предпосылок, и они могут по праву считаться отношениями в рамках управляемой цепи поставок.
- Командные – зависимые отношения, одна сторона доминирует над другой (вследствие рыночного положения, структуры собственности, оппортунистического поведения и т.п.) и может навязывать собственные решения.
Любая из этих стратегий может быть применена одной из сторон: покупателем или продавцом, в зависимости от того, какой силой обладает игрок, каковы его стратегия и планы, каковы альтернативы и т.д. Некоторые из параметров, определяющих силу партнера и его стратегию перечислены ниже:
- Характеристики, относящиеся к продукту:
- Частота закупок продукта
- Стоимость переключения в связи со специфическими инвестициями (физическими или в персонал, например, в переговоры или обучение)
- Сложность продукта (насколько быстро можно найти альтернативу на рынке; чем сложнее найти альтернативу, тем сильнее будет мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
- Характеристики отрасли
- Уровень концентрации в отрасли (чем выше коэффициент концентрации, тем сложнее найти альтернативного поставщика и тем сильнее имеющиеся на рынке поставщики)
- Количество альтернатив при выборе партнера (чем выше количество потенциальных партнеров, тем ниже мотивация к кооперативным взаимоотношениям)
- Интенсивность конкуренции (чем выше конкуренция среди поставщиков, тем меньше мотивация к кооперации у клиента)
- Традиции и нормы (существуют ли традиции и нормы к долгосрочным взаимоотношениям, например)
- Характеристики компании
- Относительный размер (чем больше компания, тем выше ее сила при переговорах)
- Необходимая инфраструктура (чем более специфичная инфраструктура требуется клиенту, тем значительнее сила поставщика)
- Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
- Централизация закупок (обычно централизация закупок ведет к большим объемам закупок, и, следовательно, больше силе)
- Персональные характеристики (менеджеров, участвующих в обслуживании взаимоотношений)
- Относительная осведомленность (чем лучше переговорщик знает о контр партнере, тем выше его сила)
- Воспринимаемая важность закупки
- Способность принимать на себя риски
Стратегии взаимоотношений и рекомендации каждой из сторон | ||||
---|---|---|---|---|
Стратегия клиента (закупщика) | Стратегия поставщика (продавца) | Наименование комбинации стратегий | Рекомендация клиенту (закупщику) | Рекомендация продавцу |
Конкурентная | Конкурентная | «Идеальный рынок» | Работать на рынке с имеющимися условиями; стандартизировать требования (для того, чтобы сделать поиск альтернатив как можно более легким) | Работать на рынке или уйти с него, стараться предложить как можно более низкие цены (цена – ключевой фактор принятия решения клиентом на данном рынке); стараться дифференцировать свой продукт (уйти в иную стратегию) |
Конкурентная | Командная | «Рынок продавца» | Принять условия, закупать совместно (с остальными покупателями в форме альянса, например); Обмениваться информацией с другими покупателями (для поиска минимальных возможных цен и максимально удобных условий); жаловаться (третьим сторонам, регулирующим органам); Приглашать конкурентов на рынок (для увеличения конкуренции среди поставщиков) | Принять правила игры или покинуть рынок; Образовать картель; Легитимировать свою деятельность; Стандартизировать продукт (для снижения затрат) |
Командная | Конкурентная | «Рынок покупателя» | «Плыть по волнам»; Принять условия | Конкурентное ценообразование; Пытаться предложить минимальную цену или дифференцироваться; |
Кооперативная | Кооперативная | «Внутренний рынок» | Адаптироваться, кооперироваться, совместно работать | Кастомизировать, специализироваться, дифференцироваться, создавать инновационные продукты |
Кооперативная | Командная | «Рынок, захваченный поставщиком» | Учиться у поставщика | Учить покупателя |
Командная | Кооперативная | «Рынок, захваченный клиентом» | Учить поставщика | Учиться у покупателя |
Ссылки
- ↑ La Londe and Masters (1994) Emerging Logistics Strategies: Blueprints for the Next Century, International Journal of Physical Distribution & Logistics Management
- ↑ Stock J., Lambert D. and Ellram L. (1998) Fundamentals of Logistics Management
- ↑ Chopra S. and Meindl P. (2003) Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operations
- ↑ Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,
- ↑ Ganeshan R. and Harrison T.P. (1993) An introduction to supply chain management
- ↑ Christopher M. (1992) Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Costs and Improve Services. – London: Financial Times; Pitman. – 320 p.
- ↑ Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Soonhoong M., Nix N. Smith C., Zacharia Z. (2001) Defining supply chain management Journal of Business Logistics, Vol. 22 Issue 2, p1-25,
- ↑ Campbell N. (2002) An international approach to organizational buying behavior. In: Ford D. (ed.). Understanding Business Marketing and Purchasing. 3rd ed. Thomson Learning: London; 389-401