Эффект хлыста

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(32 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/Bullwhip_effect Bullwhip effect]'''
'''English: [http://scm.gsom.spbu.ru/Bullwhip_effect Bullwhip effect]'''
-
[[Файл:Bullwhip effect.png|thumb|Иллюстрация эффекта хлыста: The ultimate customer places an order (whip) and order fluctuations build up upstream the [[supply chain]].]]
+
[[Файл:Bullwhip effect_ru.png|thumb| 300px|Иллюстрация эффекта хлыста: конечный потребитель делает заказ и изменения волнами расходятся по всей [[http://ru.scm.gsom.spbu.ru/Цепь_поставок цепи поставок]].]]
 +
Эффект хлыста (эффект подхлестывания, эффект производности спроса, эффект Форрестера; англ. bullwhip effect, demand amplification, whip-saw, whiplash effect, Forrester effect) – феномен в цепях поставок, который заключается в усилении амплитуды колебания спроса (объема заказов) по мере удаления от реального источника спроса в цепи поставок.<ref>Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) Information distortion in a supply chain: The bullwhip effect, Management Science; Apr 1997; 43, 4; p.546</ref> Это означает, что колебания в "конце" цепи поставок (ближе к потребителю, например, на уровне розничного торговца) намного слабее по сравнению с другим "концом" цепи поставок (далеко от потребителя, например, на уровне производителя или поставщика). Двигаясь в цепи поставок от потребителя к поставщику колебания заказов заметно усиливаются. Чем больше звеньев в цепи поставок и чем длиннее [[время выполнения]] заказов, тем значительнее амплитуда колебания. Первое упоминание об этом явлении принадлежит, наверное, Дж. Форрестеру<ref>Forrester J.W., (1961)  Industrial dynamics. New York: MIT Press and John Wiley & Sons.</ref> (вот почему в некоторых  литературе можно найти ссылки на эффект Форрестера, однако сам Дж. Форрестер никогда не назвал его ни эффектом Форрестера, ни эффектом кнута). Иногда термин "эффект Форрестера" используется для обозначения того, что называются обработка сигнала спроса, т.к. Дж. Форрестер был первым, кто продемонстрировал этот феномен с помощью динамического моделирования. В 1997 году эффект кнута был популяризирован коллективом автором под руководством Х. Ли.<ref name=Lee>Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) The bullwhip effect in supply chains. Sloan Management Review 38(3) p93–102</ref> Эффект кнута имеет крайне негативное воздействие на эффективность управления цепями поставок. Это приводит к чрезмерному увеличению страховых запасов, ненужному увеличению производственных затрат и накладных расходов, потенциальному ухудшению качества товара, и, что еще хуже, ухудшению качества обслуживания клиентов и упущенным продажам, увеличению расходов на логистику и т.д.
-
Bullwhip effect (also known as demand amplification, whip-saw, whiplash effect, or Forrester effect) refers to the phenomenon of demand variability amplification as mooving along the supply chain from point of consumption to point of origin <ref>Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) Information distortion in a supply chain: The bullwhip effect, Management Science; Apr 1997; 43, 4; pg. 546</ref>. It means that variability at the "end" of supply chain (closer to consumption, eg retailer) is much less, than on the other "end", where it begins (far from consumer, eg producer or supplier). Moving along the supply chain from consumer to supplier increases the demand variability. The more supply chain members are in particular supply chain and greater [[lead time]] is, the greater demand variability would be.
+
==Причины и последствия эффекта кнута==
 +
Ли и др.<ref name=Lee></ref> идентифицировал три основные причины возникновения эффекта хлыста:
-
The first record on this phenomena belongs, probably, to J. Forrester <ref>Forrester J.W., (1961Industrial dynamics. New York: MIT Press and John Wiley & Sons.</ref> (that is why in some literature it is possible to find refers to Forrester effect, however J. Forrester never named it neither Forrester, nor bullwhip effect). The term Forrester effect used to denote what is now called demand signal processing, as Forrester was the first to demonstrate this factor through dynamo simulation. Later, in 1997, this phenomena was popularized by Lee et al.<ref>Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) The bullwhip effect in supply chains. Sloan Management Review 38(3) p93–102</ref>.
+
*'''Обновление прогноза спроса.'''  Прогнозирование и производственные планы часто основаны на истории заказов от непосредственных клиентов компании. Это клиенты (заказчики), однако, редко делают точно такие же заказы, какие получают от своих собственных клиентов, по крайней мере на коротком промежутке времени, вследствие разных причин, в том числе из-за собственных ожиданий продаж, неприятия риска, личностных характеристик менеджеров, производственной специфики и т.д. Как только менеджеры видят изменения объемов заказов, они корректирует свои производственные и закупочные планы, даже не смотря на то, что понимают, что этот заказ может не отражать (и часто не отражает) реальную ситуацию спроса. В результате, каждый член цепи поставок делает заказ чуть более или чуть менее отличающийся от входящего заказа, что, в итоге, выливается в заказ для поставщика, который иногда прямо противоположен реальной рыночной ситуации и потребностям рынка. Эта ситуация очень распространена, потому что, если время выполнения заказа больше, чем 0 (время выполнения заказа близко к 0 только в ситуации электронной торговли), то значительный страховой запас - вовсе не редкость, а, следовательно, страховые запасы будут расти. Чем выше сроки, тем больше страховых запасов необходимо иметь. Эти запасы, с одной стороны, являются причиной неэффективности в цепи поставок, потому что они требуют дополнительных операционных затрат, а с другой стороны, они сами еще больше увеличивают эффект кнута (увеличивают амплитуду колебаний).
-
Bullwhip effect has a very negative impact on supply chain efficiency. The bullwhip effect leads to excessive stock inventories, increased production costs and overheads, potential quality distortions, worse customer support, foregone sales, increased logistics costs and so on.  
+
*'''Выполнение (отправка/обработка) заказов партиями''' Заказы обычно накапливаются в партии: по времени (ежедневные, еженедельные, ежемесячные и т.д.) или по объему (контейнер и т.д.). Партии также увеличивают эффект кнута. Причиной отправки заказов партиями следующие: расходы на обработку одного заказа (сколько компании тратят на управление заказами) и расходы на транспортировку. Иногда этот эффект называется  эффектом Бербиджа.<ref>Burbidge J.L. (1991) Period Batch Control (PBC) with GT – the Way Forward from MRP, PBCIS Annual Conference, Birmingham, UK</ref> Бербидж указал конкретные проблемы к чему ведет выполнение заказов партиями.  
-
==Causes and Consequenses of the Bullwhip Effect==
+
*'''Колебание цен.''' Производители или продавцы часто создают и реализуют разнообразные промо-акции (специальные скидки, условия покупки или кредитования и т.д.). Эти программы - причина дополнительного колебания цен в цепи поставок. В результате, клиенты реагируют на разные предложения по-разному. Для получения дополнительной информации см. [[http://ru.scm.gsom.spbu.ru/Стратегия_постоянно_низких_цен Стратегия постоянно низких цен]]
-
Lee et al.<ref>Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) The bullwhip effect in supply chains. Sloan Management Review 38(3) p93–102</ref> identified four major causes of the bullwhip effect:
+
-
*'''Demand forecast updating.''' Forecasting and production plans are often based on the order history from company's immediate customer. This immediate customer, however, rarely make exactly the same orders in short period of time as it received from its own immediate customer due to various reasons, including sales expectations, risk aversion, personal factors, production specifics, etc. As soon as manager see the change in downstream orders, he or she readjusts its own plans, however this order might not (and often not) reflect real demand situation. As a result, each member of supply chain makes a little bit different order from what it recieved and, finally, the supplier recieves the order which is totally diferent from real market dynamics. This situation is very common, because if lead time is more, than 0 (and it is 0 only in electronic goods sales), it is not uncommon to have safety stocks. The higher lead times, the bigger safety stocks. These safety stocks on one hand are the cause of inefficiency In supply chain, because they require extra operation budget, and on the other hand, they increase the bullwhip effect itself.
+
*'''Нормирование и поведенческие модели при ограниченном предложении.''' Если производитель не в состоянии удовлетворить ажиотажный спрос в короткий период времени, и продавец (оптовик или дистрибьютор) знают об этом, они будут действовать по пути увеличения заказов, чтобы получить по крайней мере что-то. Например, если розничный торговец действительно нуждается 100 единицах продукции, и он знает, что  производитель будет выполнять лишь около 50% от заказа, он закажет порядка 200 единиц. Однако, очень часто, 200 штук являются "реальной картиной" для производителей, который делает стратегические решения на основе полученной от клиента (в виде заказа) информации. Однако уже в  следующем периоде заказ может быть только 100 единиц (реальный спрос, который в психологии производителя будет означать двукратное снижение спроса). Поведенческая психология часто прибегает  к термину ограниченная рациональность, что подразумевает неоптимальное, на границе рационального подхода участников сделки, решение.<ref>Sterman J.D. (1989) Modeling managerial behavior: misperceptions of feedback in a dynamic decision making experiments. Management Science, 35 (3), p321–339</ref> Нормирование и поведенческие модели при ограниченном предложении иногда называют эффектом Хулихэна.<ref>Houlihan J. B. (1988) International supply chains : a new approach. Management Decisions.  Vol. 26. p13-19.</ref> Этот эффект позволяет предположить, что пропущенные поставки приводят к повышению страхового запаса и тем самым увеличивают стоимость заказов. Чем больше заказов выполняется, тем более уязвима цепь поставок от ненадежных источников, т.е. надежные поставщики не имеют возможности мгновенного увеличения производства. Все это приводит к усилению эффект кнута. Хулихэн описал этот процесс как эффект маховика. Ольсмэтс и др. (1988) исследовал это явление в автомобильной отрасли.<ref> Olsmats C. M., Edghill J. S. and Towill D. R. (1988) Industrial dynamics model building of a close-coupled production-distribution system. Engineering Costs & Production Economics, Vol. 13 Issue 4, p295-310, 16p</ref>
-
*'''Order batching.''' Orders usually accumulated in batches: periodic (daily, weekly, monthly, etc.) or push. Batches also increase the bullwhip effect. The reason for batches is different: from order processing costs (how much does the company spend on managing the orders) to transportation issues. Sometimes this effect is refered as Burbidge effect<ref>Burbidge J.L. (1991) Period Batch Control (PBC) with GT – the Way Forward from MRP, PBCIS Annual Conference, Birmingham, UK</ref>. Burbidge points out particular problems that this effect might cause shopkeepers unless duly watched.
+
Некоторые исследователи пытаются найти истоки эффекта кнута в психологии менеджеров, принимающих решение об объемах закупок. Используя моделирование эффекта кнута на примере игры (имитационного моделирования) "Пиво", они доказывают, что менеджерами  используются одна из двух основных  стратегий: «тихая гавань» или «паника». При этом, обе стратегии имеют негативное влияние на эффективность цепи поставок. В тоже время, как только у игроков появляется шанс для ведения переговоров (распространения информации), результаты становятся намного лучше.<ref>Nienhaus J., Ziegenbein A. and  Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, 547–557</ref>
-
*'''Price fluctuation.''' Manufacturer or retailer often make different promotion programs (special discounts, price terms, rebates, etc.). These programs cause price fluctuations. As a result, customers see different price and react differently. For more information see [[http://scm.gsom.spbu.ru/EDLP EDLP]]
+
Негативными последствиями эффекта кнута для цепи поставок:
 +
*'''Неэффективное управление запасами.''' Колебание спроса (объемов заказов) приводит к изменению уровня запасов на каждом уровне цепи поставок. Как только поставщик получает заказ, который больше, чем аналогичный заказ за предыдущий период, он вынужден увеличить страховой запас. С другой стороны, если объем заказа ниже, это не всегда позволяет оперативно изменить (снизить) страховой запас. Чем выше изменчивость спроса (объема заказов), тем выше должны быть страховые запасы. Страховые запасы имеют тенденцию увеличиваться по мере удаления от источника потребления.
 +
*'''Невыполненные заказы и неудовлетворительный сервис.''' Уровень страхового запаса, необходимого для обеспечения достаточного уровня обслуживания клиентов, увеличивается с увеличением колебания спроса, однако, это не всегда достаточно, чтобы удовлетворить ажиотажный, незапланированный спроса. Таким образом, иногда компании могут столкнуться с отсутствием товара на полках магазинов.
 +
*'''Непредсказуемые графики производства.''' Изменение объемов спроса приводит к изменениям используемых мощностей. Во время "высоких" продаж производитель обычно увеличивает объем производства за счет дополнительных смен. Во время "низких" продаж - делает дополнительные страховые запасы или оставляет рабочих без работы (в обоих случаях это приводит к финансовым потерям).
 +
*'''Высокие цены на сырье из-за срочной необходимости.''' В случае возникающей необходимости получения срочных заказов, производители часто сталкиваются с ситуацией отсутствия сырья и материалов (части материалов). Дополнительный заказ даже небольшой партии ведет к дополнительным транзакционным издержкам и обойдется производителю чрезвычайно дорого (примером могут служить дополнительные затраты на незапланированную транспортировку).
 +
*'''Недополученная прибыль.''' Все вышеперечисленные последствия приводят к финансовым потерям: дополнительные запасы на страховые запасы (а, следовательно, капитала) или невыполненных заказов (упущенные продажи).
-
*'''Rationing and shortage gaming.''' If producer is not able to fulfill the excessive demand in short period of time, and retailer (wholesaler or distributor) know about it, they will act to increase the orders to get at least something. For example, if retailer really needs 100 pieces of product and it knows that producer will fulfill only about 50% of the order, it will order 200. However, very often, 200 pieces is “the real picture” for the supplier and it make its strategic decisions basing on this information, however in the next period there might be only 100 (real) pieces in order from retailer. Behavioral psychology often resorts to the term bounded rationality implying sub-optimal but borderline rational decision making by actors<ref>Sterman J.D. (1989) Modeling managerial behavior: misperceptions of feedback in a dynamic
 
-
decision making experiments. Management Science, 35 (3), p321–339</ref>. Rationing and gaming are sometimes referred to as the Houlihan effect after Houlihan<ref>Houlihan J. B. (1988) International supply chains : a new approach. Management Decisions.  Vol. 26. p13-19.</ref>. This effect suggests that missed deliveries lead to higher safety stock levels and thus inflated orders. As more orders are made, the chain becomes more vulnerable to unreliable sources as reliable ones lack capacity to increase production instantly. All of this leads to bullwhip effect going up the supply chain with increasing magnitude. Houlihan described this process as the flywheel effect. Olsmats et al(1988) demonstrated this phenomenon in action in the automotive sector. Price variation describes offering goods and services to consumers at lower prices through various promotions in order to boost immediate demand assuming elasticity<ref> Olsmats C. M., Edghill J. S. and Towill D. R. (1988) Industrial dunamics model building of a s;pse-coupled production-distribution system. Engineering Costs & Production Economics, Vol. 13 Issue 4, p295-310, 16p</ref>.
 
-
Particularly negative impacts of the bullwhip effect for the supply chain are<ref>Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behaviour amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online Production Planning & Control,Vol. 17, No. 6, 547–557</ref>:
+
Анализ последних работ показывает, что исследователи предпочитают не спорить о причинах и последствиях эффекта кнута, но пытаются найти средства и методы противодействия и снижению негативного воздействие на производительность  цепей поставок.
-
*'''Overloaded and/or under-loaded capacities. ''' A variation in demand causes variation in capacity usage. Here companies face a dilemma. If they design their capacity according to the average demand, demand peaks will regularly lead to delivery problems. On the other hand, adjusting capacity to the maximum demand results in poorly utilised resources.
+
-
*'''Variation in inventory level.''' The varying demand leads to variation in inventory levels at each tier of the supply chain. If a company delivers more than the next tier passes on, the next tier’s inventory level increases. If a company delivers less than the next tier passes on, inventory in the next tier is reduced. A high level of inventory means excessive inventory investments, while a low level of inventory puts delivery reliability at risk.
+
-
*'''High level of safety stock.''' The safety stock that is required to ensure a sufficient service level increases with the variation in the demand. Thus the stronger the bullwhip effect in a supply chain is the more safety stock will be required.
+
-
Analyses of recent papers shows that researchers do not argue about the causes and consequences of bullwhip effect, but try to find remedies for negative impact on the supply chain performance.
+
==Пример эффекта кнута==
 +
Обычно  потребление большинства товаров повседневного спроса стабильно. Например, потребление подгузников младенцами - постоянно; потребление хлеба, соли, кетчупа и других продукты питания - постоянное и т.д. Розничные торговцы очень часто видят достаточно стабильный спрос с незначительными колебаниями, как показано на рис. ниже.
-
==Example of the Bullwhip Effect==
+
[[File:Bullwhip_Effect_Image_1_Rus.PNG|500px]]
-
Usually consumption of any FMCG goods is stable. For instance, consumption of diapers by babies – is constant; consumption of bread, salt, ketchup and other food – constant, etc. Retailers very often see smooth demand with minor changes as seen on the figure.  
+
-
<lines size=500x200 title="Customer sales" ymin=0 ymax=25 colors=2D00B8 xlabel ylabel=5 grid=xy legend>
 
-
, Order Quantity
 
-
1,12
 
-
2,11
 
-
3,12
 
-
4,13
 
-
5,12
 
-
6,13
 
-
7,11
 
-
8,13
 
-
9,10
 
-
10,13
 
-
11,12
 
-
12,13
 
-
13,12
 
-
14,11
 
-
15,10
 
-
16,13
 
-
17,12
 
-
18,10
 
-
19,13
 
-
20,13
 
-
</lines>
 
-
----
+
Делая собственные заказы, тем не менее, розничный торговец учитывать собственные уровни запасов (остатки предыдущих периодов), ожидания продаж (в том числе ожиданий отдачи собственной рекламы и продвижения), скидки от производителя или дистрибьютора, цены на транспортировку и обработку заказов, а также множество других мелких факторов. Заказы от розничного продавца оптовику (или дистрибьютору, или производителю) не выглядят так стабильно, как непосредственно продажи.
-
Making its own orders, however, retailer take in account own old inventories, sales expectations, discounts from manufacturer or distributor, the price of transportation, order processing and other minor factors. Orders are not that smooth any more.  
+
[[File:Bullwhip_Effect_Image_2_Rus.PNG|500px]]
-
<lines size=500x200 title="Retailer's Orders to Wholesaler" ymin=0 ymax=25 colors=2D00B8 xlabel ylabel=5 grid=xy legend>
+
Заказы от оптовика дистрибьютору еще более волатильны по этим же причинам.
-
, Order Quantity
+
-
1,13
+
-
2,11
+
-
3,12
+
-
4,14
+
-
5,12
+
-
6,14
+
-
7,11
+
-
8,14
+
-
9,10
+
-
10,14
+
-
11,12
+
-
12,14
+
-
13,12
+
-
14,11
+
-
15,10
+
-
16,13
+
-
17,12
+
-
18,9
+
-
19,13
+
-
20,14
+
-
</lines>
+
-
----
+
[[File:Bullwhip_Effect_Image_3_Rus.PNG|500px]]
-
Orders from wholesaler to distributor are even more volatile due to the same reasons.  
+
В конце концов, заказы производителю колеблются еще больше. Из-за этого, производитель сталкивается с проблемами дополнительных смен для удовлетворения пиковых заказов, а также с проблемами излишних страховых запасов при отсутствии заказов на коротком промежутке времени. Дополнительные затраты и невыполнение заказов - норма при таком ритме работы.
-
<lines size=500x200 title="Wholesaler's Orders to Distributor" ymin=0 ymax=25 colors=2D00B8 xlabel ylabel=5 grid=xy legend>
+
[[File:Bullwhip_Effect_Image_4_Rus.PNG|500px]]
-
, Order Quantity
+
-
1,13
+
-
2,17
+
-
3,10
+
-
4,9
+
-
5,17
+
-
6,19
+
-
7,12
+
-
8,10
+
-
9,16
+
-
10,15
+
-
11,17
+
-
12,16
+
-
13,9
+
-
14,11
+
-
15,10
+
-
16,14
+
-
17,9
+
-
18,10
+
-
19,17
+
-
20,11
+
-
</lines>
+
-
----
+
Эффект кнута был изучен и диагностирован как серьезная проблема в целом,<ref>Buzzell R. D., J. A. Quelch and W. J. Salmon (1990) The costly bargain of trade promotion. Harvard Business Review, 68, p141–148</ref><ref>Richard M. (1997) Quantifying the bullwhip effect in supply chains. Journal of Operations Management, Vol. 15 Issue 2, p89-100</ref> а также проблема отдельных компаний или отраслей:
-
At the end of supply chain, orders to manufacturer are even more variable. Manufacturer now has to solve problems of extra shifts or extra safety stock to fulfill all the orders. Extra costs and order failures are obvious in this situation.  
+
* Высокотехнологичная отрасль<ref>Kelly, K. 1995. Burned by busy signals: Why Motorola ramped up production way past demand. Business Week 6 36</ref>
 +
* Отрасль производства продуктов питания<ref>Holmstrom, J. 1997. Product range management: a case study of supply chain operations in the European grocery industry. Supply Chain Management 2(3) 107–115</ref>
 +
* Производственный сектор<ref> Dooley K., Yan T., Mohan S., Gopalakrishnan M. (2010) Inventory management and the bullwhip effect during the 2007–2009 recession: evidence from the manufacturing sector. Journal of Supply Chain Management, Vol. 46 Issue 1, p12-18 </ref>
 +
* и т.д.
-
<lines size=500x200 title="Distributor's Ordres to Manufacturer" ymin=0 ymax=25 colors=2D00B8 xlabel ylabel=5 grid=xy legend>
+
==Анализ и исследования эффекта кнута==
-
, Order Quantity
+
Эффект кнута был проанализирован и исследован многочисленными исследователями с помощью разнообразных методов:
-
1,2
+
*Имитационный подход<ref> Wangphanich P., Kara S. and Kayis B. (2010) Analysis of the bullwhip effect in multi-product, multi-stage supply chain systems-a simulation approach, International Journal of Production Research; Aug2010, Vol. 48 Issue 15, p4501-4517</ref>
-
2,19
+
*Алгоритм наименьших средних квадратов<ref>Tseng L-T., Tseng L-F., Chen H-C. (2011) Exploration of the bullwhip effect based on the evolutionary least-mean-square algorithm, International Journal of Electronic Business Management, Vol.  9 Issue 2, p160-168 </ref>
-
3,22
+
* Моделирование игры «Пиво» и разнообразными сценариями спроса <ref> Matteo C., Chiara R., Tommaso R. and Fernanda S. (2010) Bullwhip effect and inventory oscillations analysis using the beer game model, International Journal of Production Research, Vol. 48 Issue 13, p3943-3956</ref>
-
4,12
+
*Системы много-уровневых цепей поставок <ref> Xiao-Yuan, H. (2007) An H∞ control method of the bullwhip effect for a class of supply chain system. International Journal of Production Research, Vol. 45 Issue 1, p207-226</ref>
-
5,16
+
*Аналитический подход
-
6,7
+
-
7,17
+
-
8,20
+
-
9,10
+
-
10,14
+
-
11,3
+
-
12,20
+
-
13,12
+
-
14,8
+
-
15,10
+
-
16,21
+
-
17,14
+
-
18,6
+
-
19,13
+
-
20,19
+
-
</lines>
+
-
----
+
-
The bullwhip effect has been documented as a significant problem in general <ref>Buzzell R. D., J. A. Quelch and W. J. Salmon (1990) The costly bargain of trade promotion. Harvard Business Review, 68, p141–148</ref>,<ref>Richard M. (1997) Quantifying the bullwhip effect in supply chains. Journal of Operations Management, Vol. 15 Issue 2, p89-100</ref> and in particular companies or industries:
+
-
*Hi-tech industry<ref>Kelly, K. 1995. Burned by busy signals: Why Motorola ramped up production way past demand. Business Week 6 36</ref>
+
==Имитационное моделирование эффекта кнута (игра "Пиво")==
-
*Grocery industry<ref>Holmstrom, J. 1997. Product range management: a case study of supply chain operations in the European grocery industry. Supply Chain Management 2(3) 107–115</ref>
+
[[File:beergame_ru.png|thumb|300px | Иллюстрация игры «Пиво». Источник: Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online, Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, p.547–557]]
-
*Manufacturing sector<ref> Dooley K., Yan T., Mohan S., Gopalakrishnan M. (2010) Inventory management and the bullwhip effect during the 2007–2009 recession: evidence from the manufacturing sector. Journal of Supply Chain Management, Vol. 46 Issue 1, p12-18 </ref>
+
 +
Игровая симуляция эффекта кнута (игра «Пиво»), была разработана Systems Dynamics Group в Массачусетском технологическом институте в 1960-х. Игра наглядно показывает эффект кнута на примере цепи поставок с четырьмя участниками: розничный торговец, оптовик, дистрибьютор и производитель. Игра может быть реализована в аудитории, либо в он-лайн режиме и является очень эффективным средством иллюстрации системного мышления. При предоставлении игрокам (студентам или менеджерам) возможности ощутить негативное воздействие эффекта кнута в цепи поставок, игра «Пиво» заставляет их задуматься о реальных проблемах в цепях поставок их компаний <ref> Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online, Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, p.547–557</ref>. Каждый игрок (индивидуально или в группе из 2-3 игроков) играет одну из четырех ролей. Конечный потребитель размещает заказы розничному торговцу (покупает пиво). Его спрос предопределен, но неизвестен игрокам. Конечный спрос составляет четыре единицы (бутылки, ящики пива) в течение первых шести периодов (в т.ч. «тестовый» или «нулевой» период) и восемь единиц в течение последующих периодов игры. Игра обычно длится в течение 50-70 периодов. Этого достаточно, чтобы выявить и наблюдать эффект кнута. Каждый период представляет собой одну неделю. За это время участники должны принимать важные решения и проводит мероприятия:
 +
* Каждый игрок (команда) получает заказ от своего клиента. Для розничного торговца это заранее определенный спрос. Для остальных игроков – это заказы от предыдущих участников (например, заказ от оптовика для дистрибьютора).
 +
* Каждый игрок (команда) принимает решение о том, каков будет ее объем заказа. Это решение основано на уже полученных и невыполненных в предыдущие периоды заказы (все заказы должны быть выполнены), на объеме предыдущих заказов, на уровне имеющихся запасов и других факторах.
 +
* Каждый игрок (команда) должен минимизировать свои затраты. Товар на складе (запас) стоит $ 0,50 за единицу продукции за период (неделю). Накопившиеся (невыполненные) заказы по цене $ 1,00 за единицу продукции за период (штраф за неисполнение заказа). Таким образом, участники должны находить компромисс между минимизацией расходов на вложенный капитал (запасы), с одной стороны и избежать штрафов за невыполненные заказы – с другой стороны.
 +
Информационный поток (информации о том, каков заказ) движется по цепи поставок с задержкой в одну неделю. Это является отражением типичной ситуации в реальных компаниях. Поток готовой продукции идет с задержкой в две недели из-за необходимости транспортировки. Производитель может производить новую продукции за две недели (для упрощения можно объяснить, что одна неделя уходит на производства, вторая – на контроль качества и упаковку).
 +
Некоторые важные правила игры «Пиво»:
 +
* Не «подсматривать» на карточки спроса (заказа) до начала недели
 +
* Синхронизировать работу по неделям во всей команде (ответственный – продавец)
 +
* Если вы не хотите делать заказ, напишите «0» на карточке
 +
* Если вы пропустили ход, не старайтесь «нагнать», оставьте как есть и играйте дальше
-
==Analysis of the Bullwhip Effect==
+
==Меры по предотвращению эффекта кнута==
-
The Bullwhip effect was analyzed with different methods:  
+
Х. Ли и соавт. (1997) предложил основные правила для снижения негативного эффекта кнута: обмен информацией, координация в канале продвижения, увеличение операционной эффективности. Данная работа была подвергнута многочисленной критике (в основном за общий подход), и с тех пор много авторов обратились к более конкретным решениям и инструментам:
-
*Simulation approach <ref> Wangphanich P., Kara S. and Kayis B. (2010) Analysis of the bullwhip effect in multi-product, multi-stage supply chain systems-a simulation approach, International Journal of Production Research; Aug2010, Vol. 48 Issue 15, p4501-4517</ref>
+
* Политика размещения заказов в цепи поставок<ref>Disney S.M. and Towill D.R., (2003) On the bullwhip and inventory variance produced by an ordering policy. Omega, 31 (3), 157–167</ref><ref>Kelle P. and Milne A. (1999) The effect of (s,S) ordering policy on the supply chain. International Journal of Production Economics, 59 (1–3), 113–122 </ref>
-
*Evolutionary least-mean-square algorithm <ref>Tseng L-T., Tseng L-F., Chen H-C. (2011) Exploration of the bullwhip effect based on the evolutionary least-mean-square algorithm, International Journal of Electronic Business Management, Vol.  9 Issue 2, p160-168 </ref>
+
* Правила объема заказа<ref> Pujawan I.N. (2004) The effect of lot sizing rules on order variability. European Journal of Operations Research, 159 (3), 617–635</ref>
-
* Beer game simulation with different demand scenarios <ref> Matteo C., Chiara R., Tommaso R. and Fernanda S. (2010) Bullwhip effect and inventory oscillations analysis using the beer game model, International Journal of Production Research, Vol. 48 Issue 13, p3943-3956</ref>
+
* Улучшение прогнозирования<ref>Zhang X. (2005) Delayed demand information and dampened bullwhip effect. Operations Research Letters, 33 (3), 289–294</ref><ref>Zhao X. and Xie J. (2002) Forecasting errors and the value of information sharing in a supply chain. International Journal of Production Research, 40 (2), 311–335</ref><ref>Croson R. and Donohue K. (2005) Upstream versus downstream information and its impact on the bullwhip effect. System Dynamics Review, 21 (3), 249–260</ref><ref>Ingalls R.G., Foote B.L. and Krishnamoorthy A. (2005) Reducing the bullwhip effect in supply chains with control-based forecasting. International Journal of Simulation & Process Modelling, 1–2 (1), 90–110</ref>
-
*Multi-echelon supply chain system <ref> Xiao-Yuan, H. (2007) An H∞ control method of the bullwhip effect for a class of supply chain system. International Journal of Production Research, Vol. 45 Issue 1, p207-226</ref>
+
* Снижение волатильности спроса<ref>Lin C. and Lin Y. (2006) Issues in the reduction of demand variance in the supply chain. International Journal of Production Research, 44 (9), 1821–1843</ref>
-
*Analytical approach
+
* Много-агентный подход<ref> Qing Cao and Leggio K. (2008) Alleviating the bullwhip effect in supply chain management using the multi-agent approach: an empirical study. International Journal of Computer Applications in Technology, Vol. 31 Issue 3/4, p225-237</ref>
 +
Обмен информацией является одним из наиболее важных инструментов для минимизации эффекта кнута. Большинство современных инструментов и подходов, в том числе [[VMI]], [[CPFR]], и т.д., а также технических инноваций, таких как [[РЧИ]] использовать этот принцип. Важность информации в цепи поставок:
 +
* Способствует снижению изменчивости в цепочках поставок
 +
* Помощь поставщикам в улучшении прогнозов
 +
* Позволяет координировать системы и стратегии производства и распределения
 +
* Позволяет розничной торговли лучше обслуживать своих клиентов
 +
* Позволяет розничной торговли быстрее реагировать и адаптироваться к проблемам цепи поставок
 +
* Позволяет сократить время выполнения заказов
-
==Bullwhip Effect Simulation (Beer Game)==
+
==Ссылки==
-
[[File:beergame.png|thumb|Beergame illustration. Source: Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behaviour amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online, Production Planning & Control,
+
-
Vol. 17, No. 6, 547–557]]
+
-
 
+
-
Bullwhip Effect Simulation (Beer Game, also know as beer distribution game), which was developed by the Systems Dynamics Group at the Massachusetts Institute of Technology in the 1960s. It demonstrates the bullwhip effect by simulating a supply chain with four tiers: the retailer, the wholesaler, the distributor or the factory. Each player takes the role (individually or in group of 2-3 players) one of the roles.
+
-
 
+
-
An ultimate customer places orders at the retailer (buys beer). His demand pattern is given, but unknown to the participants. It is four units during the first six periods and for eight units during the following periods of the simulation. The partners up the supply chain receive orders from their customers and decide - based on their current stock situation, the products in transport, which will reach their stock within the next periods, and the orders they received—how much to
+
-
order from their supplier for replenishment. This way, information on the end customer demand is passed on up the supply chain with a delay of one period of time at each tier. Material is forwarded in the other direction – down the supply chain. The material flow is delayed as well: Material has to be transported (see the trucks between tiers in figure 3) and it has to pass materials receiving. Therefore, it takes two periods until material received from a supplier can be delivered to a customer from
+
-
stock at each tier. The goal is to minimise the over-all logistics costs of the simulated supply chain. A product on stock costs
+
-
E0.5 per period (costs of capital employed). If a tier cannot deliver, this causes costs of E1 per product per period (penalty for out-of-stock situations). Thus participants have to take into account a trade-off between minimising the costs of capital employed in stocks on the one hand and avoiding of out-of-stock situations, on the other hand.
+
-
 
+
-
The beer distribution game has proved to be an effective means of illustrating systems thinking (Goodwin and Franklin 1994). By enabling managers to experience the negative impact of the bullwhip effect on supply chain performance, the beer distribution game makes them aware of the application of countermeasures in their companies. Therefore, the beer distribution game is successfully applied in many management development programmes.
+
-
 
+
-
Important rules:
+
-
*DO NOT try to look for your demand before there is time to.
+
-
*During first 2 rounds DO NOT start new round, or place an order, or move the inventories until the CLASS is ready for it.
+
-
*DO NOT change the sequence of steps, always 1-2-3…
+
-
*DO NOT mix the orders and finished products.
+
-
*If you decide not to order anything, write 0 on your post-it paper.
+
-
*If you missed the round, don’t try to catch-up. Make sure that all other members did it correctly.
+
-
 
+
-
==Remedies for the Bullwhip Effect==
+
-
Lee et al. (1997) proposed a framework for supply chain initiatives to deal with the bullwhip effect: information sharing, channel alignment, operational efficiency. It was criticized for general approach and since then a lot of papers on this topic, trying to find more general or more specific solutions:
+
-
* Ordering policy <ref>Disney S.M. and Towill D.R., (2003) On the bullwhip and inventory variance produced by an
+
-
ordering policy. Omega, 31 (3), 157–167</ref>, <ref>Kelle P. and Milne A. (1999) The effect of (s,S) ordering policy on the supply chain. International Journal of Production Economics, 59 (1–3), 113–122 </ref>
+
-
* Lot sizing rules <ref> Pujawan I.N. (2004) The effect of lot sizing rules on order variability. European Journal of
+
-
Operations Research, 159 (3), 617–635</ref>
+
-
* Forecasting improvements<ref>Zhang X. (2005) Delayed demand information and dampened bullwhip effect. Operations Research
+
-
Letters, 33 (3), 289–294</ref>,<ref>Zhao X. and Xie J. (2002) Forecasting errors and the value of information sharing in a supply chain. International Journal of Production Research, 40 (2), 311–335</ref>,<ref>Croson R. and Donohue K. (2005) Upstream versus downstream information and its impact on the bullwhip effect. System Dynamics Review, 21 (3), 249–260</ref>,<ref>Ingalls R.G., Foote B.L. and Krishnamoorthy A. (2005) Reducing the bullwhip effect in supply
+
-
chains with control-based forecasting. International Journal of Simulation & Process Modelling, 1–2 (1), 90–110</ref>
+
-
* Decreasing demand variability <ref>Lin C. and Lin Y. (2006) Issues in the reduction of demand variance in the supply chain.
+
-
International Journal of Production Research, 44 (9), 1821–1843</ref>
+
-
* Multi-agent approach <ref> Qing Cao and Leggio K. (2008) Alleviating the bullwhip effect in supply chain management using the multi-agent approach: an empirical study. International Journal of Computer Applications in Technology, Vol. 31 Issue 3/4, p225-237</ref>
+
-
 
+
-
==References==
+
<references />
<references />
-
 
+
[[Category:Стратегия управления цепями поставок]]
-
[[Category:Supply Chain Strategy]]
+

Текущая версия на 17:39, 24 августа 2011

English: Bullwhip effect

Иллюстрация эффекта хлыста: конечный потребитель делает заказ и изменения волнами расходятся по всей [цепи поставок].

Эффект хлыста (эффект подхлестывания, эффект производности спроса, эффект Форрестера; англ. bullwhip effect, demand amplification, whip-saw, whiplash effect, Forrester effect) – феномен в цепях поставок, который заключается в усилении амплитуды колебания спроса (объема заказов) по мере удаления от реального источника спроса в цепи поставок.[1] Это означает, что колебания в "конце" цепи поставок (ближе к потребителю, например, на уровне розничного торговца) намного слабее по сравнению с другим "концом" цепи поставок (далеко от потребителя, например, на уровне производителя или поставщика). Двигаясь в цепи поставок от потребителя к поставщику колебания заказов заметно усиливаются. Чем больше звеньев в цепи поставок и чем длиннее время выполнения заказов, тем значительнее амплитуда колебания. Первое упоминание об этом явлении принадлежит, наверное, Дж. Форрестеру[2] (вот почему в некоторых литературе можно найти ссылки на эффект Форрестера, однако сам Дж. Форрестер никогда не назвал его ни эффектом Форрестера, ни эффектом кнута). Иногда термин "эффект Форрестера" используется для обозначения того, что называются обработка сигнала спроса, т.к. Дж. Форрестер был первым, кто продемонстрировал этот феномен с помощью динамического моделирования. В 1997 году эффект кнута был популяризирован коллективом автором под руководством Х. Ли.[3] Эффект кнута имеет крайне негативное воздействие на эффективность управления цепями поставок. Это приводит к чрезмерному увеличению страховых запасов, ненужному увеличению производственных затрат и накладных расходов, потенциальному ухудшению качества товара, и, что еще хуже, ухудшению качества обслуживания клиентов и упущенным продажам, увеличению расходов на логистику и т.д.

Содержание

Причины и последствия эффекта кнута

Ли и др.[3] идентифицировал три основные причины возникновения эффекта хлыста:

  • Обновление прогноза спроса. Прогнозирование и производственные планы часто основаны на истории заказов от непосредственных клиентов компании. Это клиенты (заказчики), однако, редко делают точно такие же заказы, какие получают от своих собственных клиентов, по крайней мере на коротком промежутке времени, вследствие разных причин, в том числе из-за собственных ожиданий продаж, неприятия риска, личностных характеристик менеджеров, производственной специфики и т.д. Как только менеджеры видят изменения объемов заказов, они корректирует свои производственные и закупочные планы, даже не смотря на то, что понимают, что этот заказ может не отражать (и часто не отражает) реальную ситуацию спроса. В результате, каждый член цепи поставок делает заказ чуть более или чуть менее отличающийся от входящего заказа, что, в итоге, выливается в заказ для поставщика, который иногда прямо противоположен реальной рыночной ситуации и потребностям рынка. Эта ситуация очень распространена, потому что, если время выполнения заказа больше, чем 0 (время выполнения заказа близко к 0 только в ситуации электронной торговли), то значительный страховой запас - вовсе не редкость, а, следовательно, страховые запасы будут расти. Чем выше сроки, тем больше страховых запасов необходимо иметь. Эти запасы, с одной стороны, являются причиной неэффективности в цепи поставок, потому что они требуют дополнительных операционных затрат, а с другой стороны, они сами еще больше увеличивают эффект кнута (увеличивают амплитуду колебаний).
  • Выполнение (отправка/обработка) заказов партиями Заказы обычно накапливаются в партии: по времени (ежедневные, еженедельные, ежемесячные и т.д.) или по объему (контейнер и т.д.). Партии также увеличивают эффект кнута. Причиной отправки заказов партиями следующие: расходы на обработку одного заказа (сколько компании тратят на управление заказами) и расходы на транспортировку. Иногда этот эффект называется эффектом Бербиджа.[4] Бербидж указал конкретные проблемы к чему ведет выполнение заказов партиями.
  • Колебание цен. Производители или продавцы часто создают и реализуют разнообразные промо-акции (специальные скидки, условия покупки или кредитования и т.д.). Эти программы - причина дополнительного колебания цен в цепи поставок. В результате, клиенты реагируют на разные предложения по-разному. Для получения дополнительной информации см. [Стратегия постоянно низких цен]
  • Нормирование и поведенческие модели при ограниченном предложении. Если производитель не в состоянии удовлетворить ажиотажный спрос в короткий период времени, и продавец (оптовик или дистрибьютор) знают об этом, они будут действовать по пути увеличения заказов, чтобы получить по крайней мере что-то. Например, если розничный торговец действительно нуждается 100 единицах продукции, и он знает, что производитель будет выполнять лишь около 50% от заказа, он закажет порядка 200 единиц. Однако, очень часто, 200 штук являются "реальной картиной" для производителей, который делает стратегические решения на основе полученной от клиента (в виде заказа) информации. Однако уже в следующем периоде заказ может быть только 100 единиц (реальный спрос, который в психологии производителя будет означать двукратное снижение спроса). Поведенческая психология часто прибегает к термину ограниченная рациональность, что подразумевает неоптимальное, на границе рационального подхода участников сделки, решение.[5] Нормирование и поведенческие модели при ограниченном предложении иногда называют эффектом Хулихэна.[6] Этот эффект позволяет предположить, что пропущенные поставки приводят к повышению страхового запаса и тем самым увеличивают стоимость заказов. Чем больше заказов выполняется, тем более уязвима цепь поставок от ненадежных источников, т.е. надежные поставщики не имеют возможности мгновенного увеличения производства. Все это приводит к усилению эффект кнута. Хулихэн описал этот процесс как эффект маховика. Ольсмэтс и др. (1988) исследовал это явление в автомобильной отрасли.[7]

Некоторые исследователи пытаются найти истоки эффекта кнута в психологии менеджеров, принимающих решение об объемах закупок. Используя моделирование эффекта кнута на примере игры (имитационного моделирования) "Пиво", они доказывают, что менеджерами используются одна из двух основных стратегий: «тихая гавань» или «паника». При этом, обе стратегии имеют негативное влияние на эффективность цепи поставок. В тоже время, как только у игроков появляется шанс для ведения переговоров (распространения информации), результаты становятся намного лучше.[8]

Негативными последствиями эффекта кнута для цепи поставок:

  • Неэффективное управление запасами. Колебание спроса (объемов заказов) приводит к изменению уровня запасов на каждом уровне цепи поставок. Как только поставщик получает заказ, который больше, чем аналогичный заказ за предыдущий период, он вынужден увеличить страховой запас. С другой стороны, если объем заказа ниже, это не всегда позволяет оперативно изменить (снизить) страховой запас. Чем выше изменчивость спроса (объема заказов), тем выше должны быть страховые запасы. Страховые запасы имеют тенденцию увеличиваться по мере удаления от источника потребления.
  • Невыполненные заказы и неудовлетворительный сервис. Уровень страхового запаса, необходимого для обеспечения достаточного уровня обслуживания клиентов, увеличивается с увеличением колебания спроса, однако, это не всегда достаточно, чтобы удовлетворить ажиотажный, незапланированный спроса. Таким образом, иногда компании могут столкнуться с отсутствием товара на полках магазинов.
  • Непредсказуемые графики производства. Изменение объемов спроса приводит к изменениям используемых мощностей. Во время "высоких" продаж производитель обычно увеличивает объем производства за счет дополнительных смен. Во время "низких" продаж - делает дополнительные страховые запасы или оставляет рабочих без работы (в обоих случаях это приводит к финансовым потерям).
  • Высокие цены на сырье из-за срочной необходимости. В случае возникающей необходимости получения срочных заказов, производители часто сталкиваются с ситуацией отсутствия сырья и материалов (части материалов). Дополнительный заказ даже небольшой партии ведет к дополнительным транзакционным издержкам и обойдется производителю чрезвычайно дорого (примером могут служить дополнительные затраты на незапланированную транспортировку).
  • Недополученная прибыль. Все вышеперечисленные последствия приводят к финансовым потерям: дополнительные запасы на страховые запасы (а, следовательно, капитала) или невыполненных заказов (упущенные продажи).


Анализ последних работ показывает, что исследователи предпочитают не спорить о причинах и последствиях эффекта кнута, но пытаются найти средства и методы противодействия и снижению негативного воздействие на производительность цепей поставок.

Пример эффекта кнута

Обычно потребление большинства товаров повседневного спроса стабильно. Например, потребление подгузников младенцами - постоянно; потребление хлеба, соли, кетчупа и других продукты питания - постоянное и т.д. Розничные торговцы очень часто видят достаточно стабильный спрос с незначительными колебаниями, как показано на рис. ниже.

Bullwhip Effect Image 1 Rus.PNG


Делая собственные заказы, тем не менее, розничный торговец учитывать собственные уровни запасов (остатки предыдущих периодов), ожидания продаж (в том числе ожиданий отдачи собственной рекламы и продвижения), скидки от производителя или дистрибьютора, цены на транспортировку и обработку заказов, а также множество других мелких факторов. Заказы от розничного продавца оптовику (или дистрибьютору, или производителю) не выглядят так стабильно, как непосредственно продажи.

Bullwhip Effect Image 2 Rus.PNG

Заказы от оптовика дистрибьютору еще более волатильны по этим же причинам.

Bullwhip Effect Image 3 Rus.PNG

В конце концов, заказы производителю колеблются еще больше. Из-за этого, производитель сталкивается с проблемами дополнительных смен для удовлетворения пиковых заказов, а также с проблемами излишних страховых запасов при отсутствии заказов на коротком промежутке времени. Дополнительные затраты и невыполнение заказов - норма при таком ритме работы.

Bullwhip Effect Image 4 Rus.PNG

Эффект кнута был изучен и диагностирован как серьезная проблема в целом,[9][10] а также проблема отдельных компаний или отраслей:

  • Высокотехнологичная отрасль[11]
  • Отрасль производства продуктов питания[12]
  • Производственный сектор[13]
  • и т.д.

Анализ и исследования эффекта кнута

Эффект кнута был проанализирован и исследован многочисленными исследователями с помощью разнообразных методов:

  • Имитационный подход[14]
  • Алгоритм наименьших средних квадратов[15]
  • Моделирование игры «Пиво» и разнообразными сценариями спроса [16]
  • Системы много-уровневых цепей поставок [17]
  • Аналитический подход

Имитационное моделирование эффекта кнута (игра "Пиво")

Иллюстрация игры «Пиво». Источник: Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online, Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, p.547–557

Игровая симуляция эффекта кнута (игра «Пиво»), была разработана Systems Dynamics Group в Массачусетском технологическом институте в 1960-х. Игра наглядно показывает эффект кнута на примере цепи поставок с четырьмя участниками: розничный торговец, оптовик, дистрибьютор и производитель. Игра может быть реализована в аудитории, либо в он-лайн режиме и является очень эффективным средством иллюстрации системного мышления. При предоставлении игрокам (студентам или менеджерам) возможности ощутить негативное воздействие эффекта кнута в цепи поставок, игра «Пиво» заставляет их задуматься о реальных проблемах в цепях поставок их компаний [18]. Каждый игрок (индивидуально или в группе из 2-3 игроков) играет одну из четырех ролей. Конечный потребитель размещает заказы розничному торговцу (покупает пиво). Его спрос предопределен, но неизвестен игрокам. Конечный спрос составляет четыре единицы (бутылки, ящики пива) в течение первых шести периодов (в т.ч. «тестовый» или «нулевой» период) и восемь единиц в течение последующих периодов игры. Игра обычно длится в течение 50-70 периодов. Этого достаточно, чтобы выявить и наблюдать эффект кнута. Каждый период представляет собой одну неделю. За это время участники должны принимать важные решения и проводит мероприятия:

  • Каждый игрок (команда) получает заказ от своего клиента. Для розничного торговца это заранее определенный спрос. Для остальных игроков – это заказы от предыдущих участников (например, заказ от оптовика для дистрибьютора).
  • Каждый игрок (команда) принимает решение о том, каков будет ее объем заказа. Это решение основано на уже полученных и невыполненных в предыдущие периоды заказы (все заказы должны быть выполнены), на объеме предыдущих заказов, на уровне имеющихся запасов и других факторах.
  • Каждый игрок (команда) должен минимизировать свои затраты. Товар на складе (запас) стоит $ 0,50 за единицу продукции за период (неделю). Накопившиеся (невыполненные) заказы по цене $ 1,00 за единицу продукции за период (штраф за неисполнение заказа). Таким образом, участники должны находить компромисс между минимизацией расходов на вложенный капитал (запасы), с одной стороны и избежать штрафов за невыполненные заказы – с другой стороны.

Информационный поток (информации о том, каков заказ) движется по цепи поставок с задержкой в одну неделю. Это является отражением типичной ситуации в реальных компаниях. Поток готовой продукции идет с задержкой в две недели из-за необходимости транспортировки. Производитель может производить новую продукции за две недели (для упрощения можно объяснить, что одна неделя уходит на производства, вторая – на контроль качества и упаковку). Некоторые важные правила игры «Пиво»:

  • Не «подсматривать» на карточки спроса (заказа) до начала недели
  • Синхронизировать работу по неделям во всей команде (ответственный – продавец)
  • Если вы не хотите делать заказ, напишите «0» на карточке
  • Если вы пропустили ход, не старайтесь «нагнать», оставьте как есть и играйте дальше

Меры по предотвращению эффекта кнута

Х. Ли и соавт. (1997) предложил основные правила для снижения негативного эффекта кнута: обмен информацией, координация в канале продвижения, увеличение операционной эффективности. Данная работа была подвергнута многочисленной критике (в основном за общий подход), и с тех пор много авторов обратились к более конкретным решениям и инструментам:

  • Политика размещения заказов в цепи поставок[19][20]
  • Правила объема заказа[21]
  • Улучшение прогнозирования[22][23][24][25]
  • Снижение волатильности спроса[26]
  • Много-агентный подход[27]

Обмен информацией является одним из наиболее важных инструментов для минимизации эффекта кнута. Большинство современных инструментов и подходов, в том числе VMI, CPFR, и т.д., а также технических инноваций, таких как РЧИ использовать этот принцип. Важность информации в цепи поставок:

  • Способствует снижению изменчивости в цепочках поставок
  • Помощь поставщикам в улучшении прогнозов
  • Позволяет координировать системы и стратегии производства и распределения
  • Позволяет розничной торговли лучше обслуживать своих клиентов
  • Позволяет розничной торговли быстрее реагировать и адаптироваться к проблемам цепи поставок
  • Позволяет сократить время выполнения заказов

Ссылки

  1. Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) Information distortion in a supply chain: The bullwhip effect, Management Science; Apr 1997; 43, 4; p.546
  2. Forrester J.W., (1961) Industrial dynamics. New York: MIT Press and John Wiley & Sons.
  3. 3,0 3,1 Lee H.L., Padmanabhan V. and Whang S. (1997) The bullwhip effect in supply chains. Sloan Management Review 38(3) p93–102
  4. Burbidge J.L. (1991) Period Batch Control (PBC) with GT – the Way Forward from MRP, PBCIS Annual Conference, Birmingham, UK
  5. Sterman J.D. (1989) Modeling managerial behavior: misperceptions of feedback in a dynamic decision making experiments. Management Science, 35 (3), p321–339
  6. Houlihan J. B. (1988) International supply chains : a new approach. Management Decisions. Vol. 26. p13-19.
  7. Olsmats C. M., Edghill J. S. and Towill D. R. (1988) Industrial dynamics model building of a close-coupled production-distribution system. Engineering Costs & Production Economics, Vol. 13 Issue 4, p295-310, 16p
  8. Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, 547–557
  9. Buzzell R. D., J. A. Quelch and W. J. Salmon (1990) The costly bargain of trade promotion. Harvard Business Review, 68, p141–148
  10. Richard M. (1997) Quantifying the bullwhip effect in supply chains. Journal of Operations Management, Vol. 15 Issue 2, p89-100
  11. Kelly, K. 1995. Burned by busy signals: Why Motorola ramped up production way past demand. Business Week 6 36
  12. Holmstrom, J. 1997. Product range management: a case study of supply chain operations in the European grocery industry. Supply Chain Management 2(3) 107–115
  13. Dooley K., Yan T., Mohan S., Gopalakrishnan M. (2010) Inventory management and the bullwhip effect during the 2007–2009 recession: evidence from the manufacturing sector. Journal of Supply Chain Management, Vol. 46 Issue 1, p12-18
  14. Wangphanich P., Kara S. and Kayis B. (2010) Analysis of the bullwhip effect in multi-product, multi-stage supply chain systems-a simulation approach, International Journal of Production Research; Aug2010, Vol. 48 Issue 15, p4501-4517
  15. Tseng L-T., Tseng L-F., Chen H-C. (2011) Exploration of the bullwhip effect based on the evolutionary least-mean-square algorithm, International Journal of Electronic Business Management, Vol. 9 Issue 2, p160-168
  16. Matteo C., Chiara R., Tommaso R. and Fernanda S. (2010) Bullwhip effect and inventory oscillations analysis using the beer game model, International Journal of Production Research, Vol. 48 Issue 13, p3943-3956
  17. Xiao-Yuan, H. (2007) An H∞ control method of the bullwhip effect for a class of supply chain system. International Journal of Production Research, Vol. 45 Issue 1, p207-226
  18. Nienhaus J., Ziegenbein A. and Schoensleben P. (2006) How human behavior amplifies the bullwhip effect. A study based on the beer distribution game online, Production Planning & Control, Vol. 17, No. 6, p.547–557
  19. Disney S.M. and Towill D.R., (2003) On the bullwhip and inventory variance produced by an ordering policy. Omega, 31 (3), 157–167
  20. Kelle P. and Milne A. (1999) The effect of (s,S) ordering policy on the supply chain. International Journal of Production Economics, 59 (1–3), 113–122
  21. Pujawan I.N. (2004) The effect of lot sizing rules on order variability. European Journal of Operations Research, 159 (3), 617–635
  22. Zhang X. (2005) Delayed demand information and dampened bullwhip effect. Operations Research Letters, 33 (3), 289–294
  23. Zhao X. and Xie J. (2002) Forecasting errors and the value of information sharing in a supply chain. International Journal of Production Research, 40 (2), 311–335
  24. Croson R. and Donohue K. (2005) Upstream versus downstream information and its impact on the bullwhip effect. System Dynamics Review, 21 (3), 249–260
  25. Ingalls R.G., Foote B.L. and Krishnamoorthy A. (2005) Reducing the bullwhip effect in supply chains with control-based forecasting. International Journal of Simulation & Process Modelling, 1–2 (1), 90–110
  26. Lin C. and Lin Y. (2006) Issues in the reduction of demand variance in the supply chain. International Journal of Production Research, 44 (9), 1821–1843
  27. Qing Cao and Leggio K. (2008) Alleviating the bullwhip effect in supply chain management using the multi-agent approach: an empirical study. International Journal of Computer Applications in Technology, Vol. 31 Issue 3/4, p225-237
Личные инструменты
Our Partners