Коносамент

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Bill of Lading)

Содержание

Основные положения

Коносамент (B/L) представляе собой документ, который подтверждает, что специфицированный товар получен в очевидном неиспорченном состоянии от названного грузоотправителя (consignor), и принят на борт названного судна (vessel) на установленную дату. Этот документ не представляет собой просто квитацию на груз принятый на борт, но является свидетельством контракта между грузоотправителем и судовладельцем (фрахтовщиком). Кроме того, коносамент является свидетельством собственности на товар, записанный в этом коносаменте (то есть, это - грузораспорядительный документ[1]). Коносамент устанавливает условия контракте между грузоотправителем и транспортной компанией, согласно которому груз должен быть перемещен между специфицированными пурктами за специфицированную плату. Обычно коносамент оформляется грузоотправителем на бланко, предоставляемом перевозчиком и, как определено, служит грузораспорядительным документом, контрактом на перевозку и квитанцией (распиской) на прием груза. Кроме того, в зависимости от условий и организации транспортных средств существую разные типы коносаментов, именуемые авианакладная (AWB)[2], внутренний коносамент [3], сквозной коносамент [4], бортовой коносамент [5]и т.д. (см. ниже).

Значение и природа коносамента [6]

Чаще всего, коносамент (B/L) представляет собой документ, согласующийся с контрактом на морскую перевозку груза. Этот документ является многоцелевым инструментом, регистрирующим получение товара, который также обеспечивает данные по контракту на перевозку и также может служить товарораспорядительным документом на тот груз, который он представляет[7]. Всякий коносамент имеет значение и сочетает в себе “документ, который демонстрирует условия контракта на перевозку товара морским транспортом, а также принятие или погрузку товара перевозчиком,посредством которого перевозчик берет на себя обязательство доставить товар подчиняясь условиям этого документа. Условие этого документа, согласно которому товар должен быть доставлен в соответствии с ордером [8] названного лица, или в соответствии с иным ордером, или держателю коносамента (bearer)[9],вводит в силу таковое обязательство.” [10]

Обычно, по завершении отгрузки груза или по принятию последнего перевозчиком [11] or charterer [12], по требованию грузоотправителя или иным образом, выдается коносамент, устанавливающий, помимо всего прочего [13],

  • (a) краткое описание груза, погруженного на борт судна,
  • (b) наименование и главное место бизнеса (юридический адрес)перевозчика,
  • (c) наименование грузоотправителя,
  • (d) грузополучатель, если таковой поименован грузоотправителем,
  • (e) порт погрузки по контракту морской перевозки и дата, на которую товар был получен в распоряжение перевозчика в порту погрузки,
  • (f) порт разгрузки по контракту морской перевозки,
  • (g) число оригиналов коносамента, если таковых более одного,
  • (h) место выдачи (выписки) коносамента,
  • (i) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени,
  • (j) фрахт в пределах оплачиваемых грузополучателем или иное указание на то, чт о им должен быть оплачен фрахт, и т.п.

В общем случае, оборотная сторона коносамента содержит стандартные условия на которых согласован и заключен контракт на перевозку и таковые условия, в случае споров и разногласий, образуют основу для любых исков и судебных решений, при условии, что эти условия ни отменены каким либо законом, ни противоречат государственной политике, подчиняющейся какой либо правовой системе, где могли бы рассматриваться эти споры и разногласия. Вышеприведенные характерные признаки коносамента обособляются тем, что наибольшая важность коносамента в наши дни заключается в том факте, что он является товарораспорядительным документом для того товара, который он представляет. Тот кто законным образом является держателем коносамента, будет иметь преимущество собственника и юридически подразумеваемое владение товаром во время его нахождения в пути. Коносамент содержит в себе не только право полной собственности на товар, но и все права, создаваемые контрактом на перевозку между грузоотправителем и судовладельцем[14].

Типы и характеристики коносаментов

Существует множество различных типов коносаментов[15], но будет достаточно обратиться лишь к следующим, которые применяются чаще всего[16]:

  • "Прямой" (необоротный) коносамент предусматривает доставку до лица, указанного в данном коносаменте. На этом коносаменте должна быть сделана маркировка "необоротный" (non-negotiable). Только то лицо, которое поименовано в данном коносаменте, может затребовать товар по его прибытии. Этот тип коносамента обычно применеятся для товара, отгружаемого на условиях оплаты с открытого счета, когда экспортер заинтересован в том, чтобы импортер не мог получить товар без оплаты.
  • "Ордерный коносамент грузоотправителя", или Оборотный коносамент, применяется в тех случаях, когда хотят наложить некоторые условия на поставку товара, например, такие как акцепт тратты (acceptance of a draft). Этот тип коносамента хорошо применять в тех случаях, когда платеж защищен условиями аккредитива, поскольку можно быть уверенным, что прежде, чем товар будет выпущен (освобожден), должны быть удовлетворены условия этого аккредитива.
  • "Чистый коносамент" выдается в тех случаях, когда партия товара (отгрузка) принята в "очевидно хорошем порядке и состоянии" ("apparent good order and condition") без повреждений или каких либо иных несоответствий. Если имеют место любые повреждения или нехватка товара, чистый коносамент не выдается. Таким образом, в таких случаях нет основания квалифицировать принятый товар как неиспорченный и отгруженный в хорошем порядке и состоянии в чистом коносаменте.
  • "Нечистый коносамент", или Грязный коносамент, или Коносамент с оговорками, представляет собой коносамент, в котором перевозчик сделал оговорки, чтобы показать, что товар не был принят в неиспорченном состоянии. Также известен под английским термином Foul Bill of Lading.
  • "Бортовой коносамент" выдается в тех случаях, когда груз размещен на борту поименованного судна. Этот коносамент подписывается и удостоверяется капитаном судна. В случаях сделок с аккредитивной формой оплаты, этот коносамент требуется экспортеру, чтобы получить платеж.
  • "Сквозной коносамент" представляет собой единый коносамент совмещающий статус национальной и международной перевозки экспортных партий товара (отгрузок). Например, авианакладная по сути своей является сквозным коносаментом, применяемым для авиационных отгрузок. С другой стороны, океанские/морские отгрузки обычно требуют двух отдельных документов: внутренний коносамент для национальной перевозки и океанский/морской коносамент для международной перевозки. Сквозные коносаменты несущественны для чисто океанских/морских перевозок.
  • "Океанский/морской коносамент" представляет собой коносамент, указывающий на то, что экспортер передает отгрузку (партию товара) международному перевозчику для транспортировки на специфицированных зарубежный рынок. В отличие от внутреннего коносамента, океанский/морской коносамент также служит как документ для получения платежа. Если это "прямой" ("straight") коносамент, то зарубежный покупатель может получить партию товара от перевозчика просто продемонстрировав ему свидетельство/доказательство идентичности "proof of identity"[17]. Если применяется оборотный коносамент ("negotiable" B/L), покупатель должен сначала оплатить товар, затаможить его (post a bond), или выполнить иные условия согласованные с продавцом.
  • "Внутренний коносамент" представляет собой коносамент, применяемый прои транспортировке товара по суше до международного перевозчика экспортера. Несмотря на то, что иногда может использоваться сквозной коносамент, экспортеру необходимо быть готовым к подготовке обоих коносаментов, внутреннего коносамента и окевнского/морского коносамента, для экспортных отгрузок (поскольку таковым может быть требование импортера).

Бланк коносамента [18][19]

BillOfLadingR.jpeg

  1. Термины и документы - http://www.sofmar.ge/index.php?page=inform&id=&lang=rus
  2. Авианакладные служат выполнению тех же самых функций, что и океанские/морские коносаменты, но они выпускаются только в форме не могущих быть переуступленными (non-negotiable) документов. - Delaney, L. Bills of Lading: Ocean Bill of Lading and Airway Bil- http://importexport.about.com/od/InternationalDocumentation/a/Bills-Of-Lading-Ocean-Bill-Of-Lading-And-Airway-Bill.htm
  3. Товарно-транспортная накладная. Коносамент общий.- http://www.kkgloballlc.ru/eksportnie-dokumenti/konosament.html
  4. Коносамент и коммерческий счет во внешней торговле. - http://www.avtodispetcher.ru/doc/73.html
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/shipping/22_19.html
  6. Razzak, M.A. Bill of Lading: A Pivotal Document in International Sale Transactions - http://www.ewubd.edu/ewu/showDocument.php?documentid=165&id=2268&dc=
  7. Bridge, M. : The International Sale of Goods - Law and Practice, Oxford University Press, (1999) – Ch.13.
  8. Коносамент (consignment - bill of lading) - http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l349_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_consignment_bill_of_lading
  9. ibid.
  10. Article I (7) // United Nations Convention on The Carriage of Goods by Sea, concluded at Hamburg on 31st day of March, 1978 (commonly known as “Hamburg Rules”) - http://www.admiraltylawguide.com/conven/hamburgrules1978.html
  11. Термин Перевозчик включает в себя понятие собственника или чартерера судна (чартерного перевозчика), который заключает контракт на перевозку с грузоотправителем. Грузоотправителем является лицо, которое в соответствии с контрактом купли-продажи распоряжается товаром, который должен быть погружен на борт судна: Article I (a) of the International Convention for the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading, Brussels, August 25, 1924, (The Hague Rules) - The Hague-Visby Rules - The Hague Rules as Amended by the Brussels Protocol 1968 - http://www.jus.uio.no/lm/sea.carriage.hague.visby.rules.1968/
  12. Чартерер - лицо, которое на основании договора чартер-партии арендует судно целиком или же главную его часть - Статьи - Международные морские перевозки грузов - http://www.brokert.ru/article/mejdunarodnaja-morskaja-perevozka
  13. Article III (3) of The Hague Rules; Article 15 of the Hamburg Rules.
  14. ibid.
  15. Словарь морских терминов - http://www.blgroup.ru/useful/Sea-termins/
  16. Delaney, L. Op. cit.
  17. Таковым свидетельством может быть копия коммерческого инвойса, где приведены данные на грузоотправителя и грузополучателя, что, например, указывается в манифесте, ИЛИ запрос на выпуск (request for release), оформленный на официальном бланке грузополучателя, где содержимое текста должно описывать груз и приводить подробные данные о грузоотправителе. - http://rms-st-helena.com/cargo/
  18. Коносамент - http://blanker.ru/doc/bill-of-lading
  19. В практике международной торговли коносаменты на русском языке не существуют. Настоящий бланк приводится лишь в словарных/переводческих целях. Собственно вид коносамента представлен в аглоязычной версии статьи "Коносамент".
Личные инструменты
Our Partners