Межправительственное клиринговое соглашение

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Intergovernmental Clearing Agreement

Межправительственные клиринговые соглашения были популярны до глобализации мировых платежных систем в то время, когда не существовало свободного движения твердых валют в силу конфронтации между капиталистической и коммунистической системами. Кроме того, нехватка твердых валют в банках социалистических стран была дополнительным стимулом к использованию подобных двусторонних клиринговых соглашений. Они определяли собой типы платежей, процедуру открытия и ведения счетов, а также ту валюту, в которой должны выполняться платежи. Эти соглашения также специфицировали метод ликвидации задолженностей и наименования банков, которым поручается открытие и ведение счетов. Такие соглашения заключались между правительствами и подписывались уполномоченными представителями, а именно: министрами внешней торговли, министрами экономики и послами. Каждое соглашение предусматривало, когда оно должно вступить в юридическую силу и тот срок, на который оно будет действительно, что обычно для СССР и других, вступающих в соглашение сран, составляло от трех о шести лет. Данное соглашение могло быть досрочно прекращено после соответствующего письменного извещения одной из сторон [1]. Эти соглашения были широко в ходу до краха социалистической системы. Тем не менее, не существует принципиальных политических/экономических препятствий для применения подобных соглашений в современности.

Обобщенная блок-схема межправительственного клирингового соглашения[2]

IGCA R.jpeg

ЛЕГЕНДА:

  • Государственная организация is usually represented by an Authorized Bank
  • A-Компании, B-Компании – уполномоченные Государственной организацией акторы (члены) обменов в рамках Международного клирингового соглашения

ПРИМЕРЫ:

  • Двусторонние клиринговые счета устанавливались среди всех государств группы FSU (бывшие соответствие республики). Однако, среди них стоит отметить лишь одно межгосударственное соглашение, заключенное в 1994 г.; соглашение “Росконтракта” (Россия), которое специфицировало межправительственный обмен сырой нефти из России на стратегические товары из Белоруссии, на сбалансированной основе. Последующее соглашение было подписано в 1995 г. с Узбекистаном, предполагающее обмен хлопка из Узбекистана на стратегические товары из Белоруссии, на сбалансированной основе [3].
  • Переход стран группы NIS [4] к независимой валютной, финансовой и кредитно-денежной политике не только “похоронил” идею сохранения ведущей роли рубля в расчетно-платежных отношениях. Были предприняты усилия по реализации идеи многостороннего клиринга через Межгосударственный банк СНГ, учрежденный в 1993 г. [5]. Однако, было выполнено лишь несколько операций по схеме межправительственных взаимных поставок товаров, проведенных в соответствии с такими сводами правил, где бы российский рубль как единица назначения цены, ведения счетов и проведения расчетов. Согласно неофициальных данных, этот Межгосударственный банк провел в 1996 г. Всего лишь 11 расчетных операций по многостороннему клирингу с четырьмя валютами при объеме торговли более 20 млрд. руб. Эксперты полагают, что постоянные задержки с датами поставок и иные контрактные условия и приводили к кредитованию одной из сторон. Обычно страной-должником оказывалась Россия. Межгосударственный банк оказался неподготовленным к обслуживанию этого типа операций даже при малых суммах [6].
  • В течение Советского периода, экономическая деятельность между Финляндией и Советским Союзом строго контролировалась правительствами. Кросс-граничная торговля управлялась клиринговой системой и, в отличие от большинства западных стран, Финляндия продолжала использовать этот тип двухсторонней торговли вплоть до коллапса Советского Союза. Эта торговля между Финляндией и Советским Союзом была весьма значительной, особенно для Финляндии (25% объема внешней торговли в период 1982-1983 гг.), но частники и предприниматели имели очень мало прямых кросс-граничных контактов [7]. Торговля управилась иерархически сверху-вниз, что предполагало необходимость иметь экспортные лицензии для предприятий в Финляндии. Это вело к высокому уровню бюрократизации и доминированию в торговле крупных фирм. Одной из особенностей этого типа торговли являлось то, что не было трансграничных переводов денежных средств. Центральные банки, Банк Финляндии (Bank of Finland) и Госбанк (позже, ВЕБ и ВЭБ) подписали клиринговое соглашение и через их счета эти организации поддерживали баланс в торговле. Превышения в экспорте могли бы балансироваться только увеличениями импорта [8]. Однако, неподходящие для рынка характеристики советских товаров создавали трудности в отыскании товаров для импорта. Следовательно, Финляндия могла преимущественно импортировать сырье, электроэнергию и нефть. Когда, к примеру, цены на нефть упали, стало трудно достигнуть баланса финско-советской торговли. Таким образом, в 1980 гг. Финляндия несколько последовательных лет экспортировала больше, чем импортировала, что значило наследование Россией долгов от финско-советской клиринговой торговли, оставшихся после коллапса Советского Союза.

Библиографический список

  1. Payments Agreement, Intergovernmental - http://encyclopedia2.thefreedictionary.com/Payments+Agreement,+Intergovernmental
  2. Разработана автором на основе Laurila, J. Finnish-Soviet Clearing Trade and Payment System: History and Lessons - Bank of Finland (Helsinki). – Helsinki: Oy Trio-Offset Ab, 1995
  3. Belarus – Recent Economic Developments – IMF Staff Country Report # 95/99, October, 1995
  4. Недавно независимые государства – Страны, которые до 1991 г., составляли республики СССР, включая Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмению, Украину и Узбекистан. Этот термин включает в себя также Россию, а иногда и Эстонию, Латвию и Литву. - http://www.thefreedictionary.com/Newly+Independent+States
  5. http://www.isbnk.org/ru/about_general.html
  6. Designing New Trade Policies in The Transition Economies - OCDE/GD(97)199 - http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=ocde/gd(97)199
  7. Rautio, V., Tykkyläinen, M. Economic co-operation across the Finnish-Russian border - factors of sluggish development and success of enterprises - International Institute for Applied Systems Analysis, Interim Report IR-00-071/December, 2000 http://s3.amazonaws.com/zanran_storage/www.iiasa.ac.at/ContentPages/219965116.pdf -
  8. Laurila, Op. cit., p.75
Our Partners