Транспортная сеть

Материал из Supply Chain Management Encyclopedia

Перейти к: навигация, поиск

English: Transport network

Транспортная сеть (ТС) - это один из элементов транспортной системы:

  • пути сообщения:
    • железные дороги
    • автомобильные дороги,
    • трубопроводы,
    • водные и воздушные пути
  • «точечные» структуры:
    • пассажирскими, грузовыми и другими станциями,
    • автовокзалами,
    • морскими и речными портами,
    • аэропортами
    • другими объектами.[1]

Транспортная сеть представляет собой совокупность транспортных путей (линий, дорог) определённой территории, соединяющих между собой транспортные узлы и населённые пункты.

Транспортная сеть характеризуется

  • густотой,
  • длиной,
  • пропускной способностью (см. пропускная способность (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время).

В нее входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей.

Степень развития транспортной сети определяется наличием транспортных узлов (см. транспортный узел — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами). Пути сообщения различаются по своим функциям, величине пропускной способности и интенсивности перемещающихся транспортных потоков. Пути сообщения классифицируются в зависимости от объема выполняемой работы и подразделяются на:

  • местные – второстепенные,
  • фидерные – подводящие
  • транспортные магистрали, которые являются основными для транспортной сети и обслуживаемой ею территории.

[2]

Транспортная сеть – часть транспортно-географической системы, в которую входят также сеть узлов, пунктов и центров зарождения грузопотоков и пассажиропотоков. В транспортной сети существенное значение имеют транспортно-географические отношения: транспортное освоение территории, тяготение к промышленным объектам и населенным пунктам, транспортная доступность.

Географическими характеристиками транспортной сети являются её конфигурация: геометрические очертания на карте, топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разрежённости по территории), протяжённость, пропускная способность узлов и участков.

Конфигурация и топология сети предопределяются географическим положением её элементов, особенностями исторического развития самой сети и территории страны, которую она обслуживает, размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, сетью природных барьеров и рек, особенностями экономики территории.[3]

Различие в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуется показателем густота сети ds (\frac{km}{1000} km2), измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lek площади территории S:

d_s=\frac{1000 L_{ek}}{S}

При необходимости учета транспортной обеспеченности населения может быть использована следующая формула:

d_s=\frac{1000 L_{ek}}{H} , чел/1000 км2

где H – численность населения, чел.

Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети de с учетом площади и численности населения:

d_e=\frac{L_e}{\sqrt{S H}}

В последствии Ю.И. Успенский предложил также учесть структуру, объемы и условия размещения производства:

d_y=\frac{L_e}{\sqrt{S_0 H Q}}

где S0 – площадь обжитой территории, km2;

Q – объем предъявляемых к перевозке грузов, тыс. т.


Библиографический список

  1. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
  2. Единая транспортная система: Учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
  3. Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта. Повороженко В.В. и др. –М.: Транспорт, 1972. – 304 с.
Личные инструменты
Our Partners