Транспортная сеть
Материал из Supply Chain Management Encyclopedia
Ekorsky (обсуждение | вклад) |
Ekorsky (обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Географическими характеристиками транспортной сети являются её конфигурация: геометрические очертания на карте, топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разрежённости по территории), протяжённость, пропускная способность узлов и участков. | Географическими характеристиками транспортной сети являются её конфигурация: геометрические очертания на карте, топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разрежённости по территории), протяжённость, пропускная способность узлов и участков. | ||
+ | |||
Конфигурация и топология сети предопределяются географическим положением её элементов, особенностями исторического развития самой сети и территории страны, которую она обслуживает, размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, сетью природных барьеров и рек, особенностями экономики территории. | Конфигурация и топология сети предопределяются географическим положением её элементов, особенностями исторического развития самой сети и территории страны, которую она обслуживает, размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, сетью природных барьеров и рек, особенностями экономики территории. | ||
- | Различие в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуется показателем густота сети | + | Различие в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуется показателем густота сети <math>d_s</math> (<math>\frac{km}{1000}</math> <math>km^2</math>), измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети <math>L_{ek}</math> площади территории <math>S</math>: |
- | + | ||
+ | <math>d_s=\frac{1000 L_{ek}}{S}</math> | ||
При необходимости учета транспортной обеспеченности населения может быть использована следующая формула: | При необходимости учета транспортной обеспеченности населения может быть использована следующая формула: | ||
- | + | ||
- | где | + | <math>d_s=\frac{1000 L_{ek}}{H}</math> |
- | Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети | + | , чел/1000 км2 |
+ | |||
+ | где <math>H</math> – численность населения, чел. | ||
+ | |||
+ | Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети <math>d_e</math> с учетом площади и численности населения: | ||
. | . | ||
Версия 15:36, 17 декабря 2012
Транспортная сеть (ТС) - это один из элементов транспортной системы, собственно пути сообщения: железные и автомобильные дороги, трубопроводы, водные и воздушные пути (т.е. коммуникации с расположенными на них «точечными» структурами (пассажирскими, грузовыми и другими станциями, автовокзалами, морскими и речными портами, аэропортами и другими объектами).
Транспортная сеть представляет собой совокупность транспортных путей (линий, дорог) определённой территории, соединяющих между собой транспортные узлы и населённые пункты.
Транспортная сеть характеризуется густотой, длиной, пропускной способностью (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время). В нее входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей.
Степень развития транспортной сети определяется наличием транспортных узлов — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами). Пути сообщения различаются по своим функциям, величине пропускной способности и интенсивности перемещающихся транспортных потоков. Пути сообщения классифицируются в зависимости от объема выполняемой работы и подразделяются на: местные – второстепенные, фидерные – подводящие и транспортные магистрали, которые являются основными для транспортной сети и обслуживаемой ею территории.
Транспортная сеть – часть транспортно-географической системы, в которую входят также сеть узлов, пунктов и центров зарождения грузопотоков и пассажиропотоков. В транспортной сети существенное значение имеют транспортно-географические отношения: транспортное освоение территории, тяготение к промышленным объектам и населенным пунктам, транспортная доступность.
Географическими характеристиками транспортной сети являются её конфигурация: геометрические очертания на карте, топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разрежённости по территории), протяжённость, пропускная способность узлов и участков.
Конфигурация и топология сети предопределяются географическим положением её элементов, особенностями исторического развития самой сети и территории страны, которую она обслуживает, размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, сетью природных барьеров и рек, особенностями экономики территории.
Различие в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуется показателем густота сети ds ( km2), измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lek площади территории S:
При необходимости учета транспортной обеспеченности населения может быть использована следующая формула:
, чел/1000 км2
где H – численность населения, чел.
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети de с учетом площади и численности населения:
.
В последствии Ю.И. Успенский предложил также учесть структуру, объемы и условия размещения производства:
,
где Sо – площадь обжитой территории, км2; Q – объем предъявляемых к перевозке грузов, тыс. т.